До 20 мая, все крупнейшие
налогоплательщики обязаны представить в свои налоговые органы уведомления о
контролируемых сделках за 2014 год. Именно поэтому в настоящее время
обостряется интерес к вопросам, связанным с применением положений раздела 5.1
НК РФ.
Однако должен отметить, что несмотря на то, что новые положения НК
РФ действуют уже 3-ий год, судебной практики по вопросам применения нового
законодательства очень и очень мало. Буквально единичные дела, которые сразу же
становятся предметом для дискуссии среди специалистов.
Вот, как мне кажется, одно из таких дел, которое, кстати,
рассмотрено в пользу налогоплательщика, что не может не радовать.
Начну из далека, с 1 января 2012 года, т.е. после введения в
действие положений Федерального закона № от 18.06.2011 227-ФЗ, отклонение цены
сделки от рыночной цены само по себе перестало являться основанием для проверки
правильности применения цены и учета результатов такой проверки при последующем
доначислении налога. Для начала, необходимо, чтобы сделка была признана
контролируемой, а уже потом начинается соответствующий налоговый контроль с
возможностью начисления налогов.
Правда, Минфин и ФНС РФ исходят из того, что проверить цену можно и
в неконтролируемой сделке, но только если ее стороны являются взаимозависимыми
лицами. Да и то это касается случаев, когда в соответствии с нормами ч. 2 НК РФ
именно исходя из рыночной цены подлежит исчислению налоговая база по НДС, НДФЛ
или налогу на прибыль.
И вот недавно Арбитражный Суд
Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.01.2015 № А45-17329/2013
рассмотрел очень интересное дело по этому поводу.
Данный вывод был сделан налоговым органом на основании отчета
оценщика, привлеченного в порядке ст. 95 НК РФ. Таким образом, налоговый орган
в рамках КНП осуществил проверку соответствия цены сделки (в разрезе отдельных
объектов) рыночной цене.
Суды признали такую проверку неправомерной, отметив при этом, в
частности, следующее.
Согласно НК РФ, право
налогового органа осуществлять контроль за ценами ограничено строго
определенными случаями. Положения ст. 40 НК РФ со дня вступления в силу закона
от 18.07.2011 № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные
акты РФ в связи с совершенствованием
принципов определения цен для целей налогообложения" применяются
исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в
соответствии с гл. 25 НК РФ до дня вступления в силу указанного закона (п. 6
ст. 4 Закона № 227-ФЗ). Следовательно, при
осуществлении КНП налоговой декларации за 4 квартал 2012 года ст. 40 НК РФ
применяться не могла. Положения глав 14.2, 14.3 НК РФ о контроле цен по
сделкам между взаимозависимыми лицами также в данном случае применяться не
могли, поскольку судами не установлена взаимозависимость Общества и его
контрагента. При этом нормы НК РФ не предусматривают, что цена сделки, не
являющейся контролируемой, может быть предметом контроля в рамках обычных
(камеральных и выездных) проверок.
Ну что сказать, подобный подход не может не радовать.
С судебными актами по данному делу вы можете ознакомиться здесь.
Кстати, методика контроля за ценами от налоговиков в данном деле не
является чем-то новым, ведь и ранее налоговые органы пытались посредством
оценщика пересмотреть цены при многокомпонентной купле-продаже имущественных
комплексов, см. например, Постановление
ФАС УО от 21.03.2012 № Ф09-1459/12.
Кстати,
данное дело примечательно тем, что вели его специалисты «Налоги и финансовое
право» (не смог удержаться), а кроме того, суд по данному делу вообще оспорил
право налоговиков пересматривать цены сделки не в целом по договору, а по отдельным
составляющим.