Неоднократно писал в блоге о том, что не согласен с практикой налогового контроля, когда налоговики в рамках камеральной налоговой проверки начинают выявлять обоснованность/необоснованность налоговой выгоды (см. в блоге здесь и здесь). Мне всегда казалось, да и до сих пор я в этом уверен, что для подобных задач существует специальная форма контроля - выездная налоговая проверка. И некоторые суды подобный подход поддерживали (см. здесь).
Однако, к сожалению, моя позиция не устояла.
Так, недавно, на сайте Конституционного Суда РФ было опубликовано Определение от 20.11.2014 № 2621-О об
отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Вельская лесная компания» на
нарушение конституционных прав и свобод рядом положений НК РФ. Кстати, я об этом деле писал в материале о ТОП 10ке судебных прецедентов по налоговым спорам за 2014 год.
Налогоплательщик оспаривал конституционность
ряда статей НК РФ о налоговом контроле, в частности, ст. 82 «Общие положения о
налоговом контроле», ст. 88 «Камеральная налоговая проверка», ст. 89 «Выездная
налоговая проверка», ст. 90 «Участие свидетеля», ст. 92 «Осмотр», ст. 93.1
«Истребование документов (информации) о налогоплательщике…». Кроме этого,
оспаривались ряд статей НК РФ из главы 21 «Налог на добавленную стоимость».
Как следует из материалов дела,
налогоплательщику по итогам камеральной проверки отказано в возмещении НДС по
мотиву получения им необоснованной налоговой выгоды. По
мнению налогоплательщика, оспариваемые положения НК РФ наделяют налоговый орган неограниченными контрольными полномочиями и лишают налогоплательщика возможности получить налоговый вычет по НДС.
мнению налогоплательщика, оспариваемые положения НК РФ наделяют налоговый орган неограниченными контрольными полномочиями и лишают налогоплательщика возможности получить налоговый вычет по НДС.
Ранее налогоплательщик пытался отстоять свою
аналогичную позицию по линии арбитражных судов. Но лишь суд первой инстанции
согласился с тем, что в рамках
камеральной налоговой проверки (в отличие от выездной) налоговый орган не
вправе исследовать вопрос о возможном получении налогоплательщиком
необоснованной налоговой выгоды (в частности, в связи с отсутствием
доказательств реальности совершенных им хозяйственных операций). Суды
апелляционной и кассационной инстанции, а также коллегия ВАС РФ, отказавшая в
передаче данного дела в Президиум, заняли сторону налогового органа (дело № А05-6974/2013).
Конституционный Суд также оказался не на сторону
налогоплательщика. В своем определении он отметил, что «поскольку система мер налогового
контроля выступает в качестве элемента правового механизма, гарантирующего
исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, оспариваемые
заявителем законоположения, регулирующие полномочия налогового органа, сами по
себе его конституционные права и свободы как налогоплательщика не нарушают».