Страницы

понедельник, 16 марта 2015 г.

Когда необходимо повторно представлять документы в ходе «встречной проверки»

И.А. Мустаева
Недавно к нам обратилась компания с запросом, который на первый взгляд казался элементарным. Однако вникнув в тему мы увидели, что не всё так однозначно. Ответ мы клиенту, конечно же, подготовили, но возникла идея сделать что-то типа памятки по ситуациям, что бы нашим читателям и клиентам было проще ориентироваться в этих ссылках и перессылках НК РФ, когда речь идет об ограничениях по истребованию документов в рамках "встречной проверки".
Материал подготовила наш ведущий специалист по юридическим вопросам Ирина Алексеевна Мустаева. 

_______________________

Согласно п.1 ст. 93.1. Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) должностное лицо, проводящее налоговую проверку вправе провести «встречную проверку» и истребовать у контрагента или иных лиц документы (информацию) касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Более того, п.2. ст. 93.1. НК РФ предоставляет  налоговому органу право истребовать у налогоплательщика документы (информацию) относительно конкретной сделки вне рамок проведения проверки.
При истребовании документов (информации) в рамках ст. 93.1. НК РФ, налоговый орган ограничен только периодом проведения проверки или конкретной сделкой, обозначенной в требовании.
Однако в ряде случаев, налоговый орган запрашивает настолько большой объём документов, что некоторые из них, могли уже быть затребованы и представлены.
При этом очень часто на практике возникают вопросы надлежащего толкования
положений п. 5 ст. 93.1 НК РФ, в соответствии с которой истребуемые налоговым органом документы представляются с учетом положений, предусмотренных п.п.  2 и 5 ст. 93 НК РФ.
В то же время в соответствии с п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (причем указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы).
В этой связи мы хотим подробно рассмотреть вопрос, в каких случаях  при проведении «встречной проверки» лицо обязано повторно представлять в налоговый орган истребуемые документы, а когда оно вправе отказать со ссылкой на п. 5 ст. 93.1 НК РФ.

Разберём последовательно несколько самостоятельных ситуаций.

1. В рамках «встречной проверки» у лица истребуются документы, которые ранее в налоговый орган не истребовались и, соответственно, не предоставлялись.

В данной ситуации, если требование налогового органа не противоречит иным нормам НК  РФ (документы, запрашиваемые налоговым органом, конкретизированы, были составлены или исполнялись в проверяемый период, на их основании проверяемый налогоплательщик производит исчисление и уплату налогов, налоговый орган не требует составление расчётов, и.т.д.) лицо обязано представить в налоговый орган истребуемые налоговым органом документы (информацию) по сделке в установленные сроки.

2. В рамках «встречной проверки» у лица истребуются документы, которые ранее уже предоставлялись им в налоговый орган при проведении в отношении этого лица камеральной или выездной налоговой проверки.

В такой ситуации, лицо  не обязано представлять в налоговый орган истребуемые документы (информацию) поскольку в соответствии с п. 5. ст. 93.1. НК РФ истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п.п.  2 и 5 ст. 93 НК РФ. В свою очередь, как мы указывали выше, в соответствии с п. 5 ст. 93 НК РФ налоговые органы не вправе истребовать документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок.
Аналогичные выводы содержат письма Минфина РФ от 26.08.2013 № 03-03-07/35025 и от 11.02.2015 № 03-02-07/1/5991, а также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2012 по делу № А05-4408/2011.

3. В рамках «встречной проверки» у лица истребуются документы, которые ранее этим лицом уже предоставлялись налоговым органам, но в рамках другой «встречной проверки», т.е. также в порядке в порядке ст. 93.1. НК РФ.

В данной ситуации, по нашему мнению, лицо  также обязано представить налоговому органу документы (информацию) при условии, что требование налогового органа не нарушает иные нормы НК (как мы уже отмечали ранее).
Данный вывод можно обосновать тем, что п. 5 ст. 93 НК РФ не подлежит расширительному толкованию и не распространяется на случаи представления налогоплательщиком документов в рамках «встречных проверок» или представления документов вне рамок проведения налоговой проверки. Также в пользу данного вывода свидетельствует тот факт, что в некоторых случаях истребование документов (информации) в рамках ст. 93.1. НК РФ осуществляется во исполнение поручений других налоговых органов. В таком случае, полученные от налогоплательщика документы (информация) не хранятся в налоговом органе, а передаются в инспекцию, во исполнение поручения которой они истребовались.
В то же время, такое правовое регулирование не исключает случаев повторного истребования документов ранее представленных в налоговый орган в рамках встречных проверок налогоплательщиков, состоящих на учёте в одной инспекции. Однако отказ в представлении документов (информации) в таком случае может повлечь привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ, а также 129.1. НК РФ.
В заключении хотелось бы отметить, что при отказе налоговому органу в повторном представлении документов, мы рекомендуем указывать, в ответ на какое требование, в рамках каких мероприятий налогоплательщиком уже были представлены запрашиваемые документы в налоговый орган.