Интересное наблюдение, как только в экономике намечается кризис и темпы сбора налогов начинают колебаться, налоговые органы в своей контрольной работе сразу же начинают применять разные креативные подходы.
Вот и сейчас, как, кстати было и в кризис 2008 года, налоговые органы
все чаще пытаясь дать оценку
эффективности деятельности компании в целом и в отношении отдельных ее сотрудников, причем
с применением негативных налоговых последствий.
Мы видим по обращениям в нашу компанию, что участились случаи, когда при проведении проверок, налоговые инспекторы оспаривают обоснованность для целей
исчисления налога на прибыль выплат заработной платы тем сотрудникам, которые
отвечают за эффективность деятельности фирмы.
Так, при снижении выручки предприятия, из затрат для целей
налогообложения проверяющие пытаются исключить заработную плату начальника отдела рекламы, при
снижении прибыли – оспаривается обоснованность зарплаты финансового директора и
т.д.
Логика понятна - "за плохую работу нечего платить зарплату, а если уж платишь, то не за счет налогов". Однако необходимо учитывать, что подобная "метода" очень часто расходится с законодательством.
По нашему мнению, налоговые органы не вправе давать "по своему усмотрению" оценку целесообразности расходов, их
эффективности, нужности и.т.д. Ведь те или иные расходы предприятия, даже в условиях снижения эффективности, могут способствовать выходу на новые положительные показатели деятельности в скором будущем.
Данная позиция
неоднократно высказывалась Конституционным Судом РФ (Постановление от
24.02.2004 № 3-П, Определение от 04.06.2007 № 320-О-П), и подтверждалась
обширной арбитражной практикой.
Более того обращаем внимание, что даже Минфин, уже в этом году, в январе 2015 года, издавал письмо, в котором
прямо указывал на отсутствие у налоговых органов полномочий по оценке расходов с
точки зрения их целесообразности, рациональности и эффективности (письмо
Минфина РФ от 30.01.2015 № 03-03-06/1/3587).