Курс властей на ужесточение правил налогового правопорядка
продолжается.
Так, одним из законопроектов, который ГосДума планирует рассмотреть
в ближайшее время (март 2015 года) является законопроект № 461025-6
«О внесении изменения в ст. 75 части
первой НК РФ».
Его принятие предполагает увеличение процентной ставки пени с одной
трехсотой до одной ста шестидесяти пятой действующей в это время ставки
рефинансирования Центробанка РФ.
Интересно отметить, что норма о размере пени за налоговую недоимку
оставалась неизменной начиная с принятия первой части Налогового кодекса РФ и
вступлением её в силу с 1 января 1999 года (за исключением поправки по Федеральному
закону от 09.07.1999 № 154-ФЗ, которая исключила максимальный размер пени «не
более 0.1 % в день»).
Инициатором законопроекта, внесенного в ГосДуму еще в конце февраля
2014 года, является Законодательное собрание Санкт-Петербурга, в обоснование
его принятия оно обращает внимание следующее: «В настоящее
время размер пени составляет 1/300 ставки рефинансирования за каждый день
просрочки. Ставка рефинансирования, в свою очередь, на сегодня составляет 8.25 % годовых. В то же время в банковской практике Санкт-Петербурга минимальная процентная ставка по банковским кредитам для юридических лиц составляет 15 %, что превышает ставку рефинансирования на
81,8%. Указанное
обстоятельство обуславливает использование налогоплательщиками просрочки в уплате налогов и сборов в качестве экономически более выгодной альтернативы банковскому кредиту».
обстоятельство обуславливает использование налогоплательщиками просрочки в уплате налогов и сборов в качестве экономически более выгодной альтернативы банковскому кредиту».
Иными словами, в нынешних условиях недобросовестным
налогоплательщикам гораздо выгоднее кредитоваться за счет государства, чем за
счет коммерческих банков.
Предлагаемым проектом федерального закона размер пени за
просрочку в уплате налогов и сборов увеличен на 81,8% по сравнению с
установленным в настоящее время и равен
минимальной существующей в Санкт-Петербурге ставке банковского кредита для
юридических лиц.
По мнению инициаторов принятием данного законопроекта у
налогоплательщиков исчезнет экономический стимул использовать просрочку в
уплате налогов и сборов в качестве альтернативы банковскому кредиту.
Между тем Правительство еще в 2014 году дало свое отрицательное заключение на законопроект.
Оно отметило, что использование ставки рефинансирования, определенной исходя из минимальной процентной ставки по банковским кредитам для юридических лиц в г. Санкт-Петербурге, в целях повышения размера пеней для всех налогоплательщиков на территории РФ представляется необоснованным.
Между тем Правительство еще в 2014 году дало свое отрицательное заключение на законопроект.
Оно отметило, что использование ставки рефинансирования, определенной исходя из минимальной процентной ставки по банковским кредитам для юридических лиц в г. Санкт-Петербурге, в целях повышения размера пеней для всех налогоплательщиков на территории РФ представляется необоснованным.
А кроме того, по мнению
Правительства, увеличение размера пеней создаст дополнительное обременение для
налогоплательщиков. Следует учитывать, что при неисполнении обязанности по
уплате налога помимо начисления пеней к налогоплательщику могут быть применены
меры ответственности в виде денежных взысканий (штрафов), а при определенных
условиях и уголовное наказание.
Необходимо также отметить, что буквально на днях, выступая на
коллегии ФНС, министр финансов РФ Антон
Силуанов согласился с тем, что норму о процентной ставке пени необходимо
менять, поскольку в условиях неизмененной ставки рефинансирования ЦБ,
от которой считаются пени за просрочку и неуплату налогов, многие
налогоплательщики несвоевременно уплачивают налоги в бюджет, имея ввиду,
что лучше заплатить штраф, нежели взять ресурсы в банках, которые
привязаны к ключевой ставке ЦБ в 15% или собственные оборотные
средства.
При этом из слов министра можно сделать вывод о том,
что необходимо отказываться от привязки пени к ставке рефинансирования. Видимо,
его вариант в отличие от предложения петербургских депутатов будет предполагать
привязку пени к ключевой ставки без повышения самой процентной ставки.
Не хочу, конечно, выступать в роли некой Кассандры, однако если так
дело пойдет, то скоро законодатель попробует пересмотреть размер штрафов, т.к. судя
по аппетитам законодателей штрафы в размере 20 %, да еще в размере 200 рублей
явно не соответствуют общим законодательным настроениям.