Страницы

вторник, 3 марта 2015 г.

ГосДума намерена пересмотреть размер пени за налоговые недоимки

Курс властей на ужесточение правил налогового правопорядка продолжается.
Так, одним из законопроектов, который ГосДума планирует рассмотреть в ближайшее время (март 2015 года) является законопроект № 461025-6 «О внесении изменения в ст. 75 части первой НК РФ».
Его принятие предполагает увеличение процентной ставки пени с одной трехсотой до одной ста шестидесяти пятой действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка РФ.
Интересно отметить, что норма о размере пени за налоговую недоимку оставалась неизменной начиная с принятия первой части Налогового кодекса РФ и вступлением её в силу с 1 января 1999 года (за исключением поправки по Федеральному закону от 09.07.1999 № 154-ФЗ, которая исключила максимальный размер пени «не более 0.1 % в день»).
Инициатором законопроекта, внесенного в ГосДуму еще в конце февраля 2014 года, является Законодательное собрание Санкт-Петербурга, в обоснование его принятия оно обращает внимание следующее: «В настоящее время размер пени составляет 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Ставка рефинансирования, в свою очередь, на сегодня составляет 8.25 % годовых. В то же время в банковской практике Санкт-Петербурга минимальная процентная ставка по банковским кредитам для юридических лиц составляет 15 %, что превышает ставку рефинансирования на 81,8%. Указанное
обстоятельство обуславливает использование налогоплательщиками просрочки в уплате налогов и сборов в качестве экономически более выгодной альтернативы банковскому кредиту».
Иными словами, в нынешних условиях недобросовестным налогоплательщикам гораздо выгоднее кредитоваться за счет государства, чем за счет коммерческих банков.
Предлагаемым проектом федерального закона размер пени за просрочку в уплате налогов и сборов увеличен на 81,8% по сравнению с установленным в настоящее время и равен минимальной существующей в Санкт-Петербурге ставке банковского кредита для юридических лиц.
По мнению инициаторов принятием данного законопроекта у налогоплательщиков исчезнет экономический стимул использовать просрочку в уплате налогов и сборов в качестве альтернативы банковскому кредиту.
Между тем Правительство еще в 2014 году дало свое отрицательное заключение на законопроект.
Оно отметило, что использование  ставки рефинансирования,  определенной  исходя из минимальной процентной ставки по банковским кредитам для юридических лиц в г. Санкт-Петербурге, в целях повышения размера пеней для всех налогоплательщиков на территории РФ представляется необоснованным.
А кроме того,  по мнению Правительства, увеличение размера пеней создаст дополнительное обременение для налогоплательщиков. Следует учитывать, что при неисполнении обязанности по уплате налога помимо начисления пеней к налогоплательщику могут быть применены меры ответственности в виде денежных взысканий (штрафов), а при определенных условиях и уголовное наказание.
Необходимо также отметить, что буквально на днях, выступая на коллегии ФНС, министр финансов РФ Антон Силуанов согласился с тем, что норму о процентной ставке пени необходимо менять, поскольку в условиях неизмененной ставки рефинансирования ЦБ, от которой считаются пени за просрочку и неуплату налогов, многие налогоплательщики несвоевременно уплачивают налоги в бюджет, имея ввиду, что лучше заплатить штраф, нежели взять ресурсы в банках, которые привязаны к ключевой ставке ЦБ в 15% или собственные оборотные средства.
  При этом из слов министра можно сделать вывод о том, что необходимо отказываться от привязки пени к ставке рефинансирования. Видимо, его вариант в отличие от предложения петербургских депутатов будет предполагать привязку пени к ключевой ставки без повышения самой процентной ставки.
Не хочу, конечно, выступать в роли некой Кассандры, однако если так дело пойдет, то скоро законодатель попробует пересмотреть размер штрафов, т.к. судя по аппетитам законодателей штрафы в размере 20 %, да еще в размере 200 рублей явно не соответствуют общим законодательным настроениям.