Очень долгое время право налоговых органов проводить «встречные» проверки
(ст.93.1 НК РФ) «по цепочке» было предметом многочисленных дискуссий.
Дело в
том, что возможностей для подобного подхода «в глубину», положения НК РФ не
предусматривают (хотя и не запрещают, на что, в основном и ссылались
представители налоговых органов). В то же время единичные решения судов,
которые отказывали налоговикам в таких «длительных путешествиях» - обнадеживали.
Однако большинство споров рассматривалось в пользу налоговиков, что
не внушало нам оптимизма. А недавно, в этой затянувшейся дискуссии, похоже поставлена
окончательная точка, и не кем-то там, а Верховным Судом РФ.
В Определении Верховного Суда от 20.02.2015 № 305-КГ14-7282 была
рассмотрена ситуация, когда налоговый орган привлек к ответственности по ст.
129.1 НК РФ лиц, которые отказались представлять в налоговый орган информацию
исходя из того, что они не имеют прямых отношений с проверяемым лицом.
Суды нижестоящих инстанций признали такое привлечение правомерным,
поскольку
документы истребовались в рамках камеральной налоговой проверки, а из
информации, указанной в требовании о представлении документов, прослеживается
«цепочка взаимодействия» указанных в нем лиц с проверяемым налогоплательщиком.
Как указали суды, положения ст.ст. 82, 93, 93.1 и 89 НК РФ не содержат
оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом
проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке
сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов
второго, третьего и последующего звена).
С выводами нижестоящих судов согласилась и Судья Верховного Суда РФ
Татьяна Завьялова, отказавшая в Определении от 20.02.2015 № 305-КГ14-7282
заявителю в передаче жалобы на рассмотрение экономической коллегии ВС.
С судебными актами по данному делу можно ознакомиться здесь.
Ну что здесь еще можно добавить? При всем моем уважении к позиции
арбитражных судов и Верховного Суда РФ, представляется, что их позиция не до
конца обоснована. Ведь НК РФ прямо не предусматривает возможности проверок «по
цепочке», что по нашему мнению исключает возможность обращения за информацией к
лицам, которые не имеют прямых отношений с проверяемым лицом. Однако суды в
данной ситуации применяют расширительное толкование положениям ст.93.1 НК РФ,
что и было подтверждено и поддержано высшей судебной инстанцией страны.