Страницы

вторник, 9 июня 2015 г.

Итоги работы ГосДумы по законопроектам о налогах за май 2015 года


В мае 2015 года ГосДума рассмотрела и приняла следующие законопроекты в сфере налогообложения: 

№ 754388-6 «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках» (принят 22 мая в третьем чтении, подписан Президентом РФ 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ)

СУТЬ: об амнистии капитала

ИНИЦИАТОР: Правительство РФ

АКТУАЛЬНОСТЬ: Необходимость создания простого, понятного и необременительного с экономической точки зрения механизма добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами РФ. 
СОДЕРЖАНИЕ: 1) освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности в пределах, определяемых законом и в отношении деяний, совершенных до 1 января 2014 г., если совершенные ими правонарушения были связаны с формированием (приобретением) задекларированных объектов имущества или с операциями, связанными с приобретением этого имущества;
2) невозможность использовать данные, содержащиеся в декларации, как основание для возбуждения уголовного дела или как доказательство в рамках уголовного дела;
3) невозможность использовать данные декларации как основание для проведения налоговой проверки или для доначисления налогов в рамках налоговой проверки;
4) освобождение от налогообложения дохода, возникающего в связи
с передачей имущества от номинального владельца фактическому владельцу,
а также дохода в виде получения имущества ликвидируемых офшорных компаний;
5) гарантии признания и регистрации прав собственности на имущество, передаваемое от номинального фактическому собственнику.

№ 714002-6 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и ст.3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" » (принят 22 мая в третьем чтении, подписан Президентом РФ 8 июня 2015 г. № 150-ФЗ)
СУТЬ (при внесении в ГосДуму): об уточнении и дополнении оснований для проведения
симметричных и обратных корректировок
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ (в части ТЦО), депутат ГосДумы А.М. Макаров (в части остальных поправок)
АКТУАЛЬНОСТЬ: Необходимость расширения перечня оснований осуществления симметричных корректировок и, соответственно, улучшение положения налогоплательщиков при осуществлении корректировки сумм налогов, указанных в пункте 4 статьи 1053 Кодекса, налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемой сделки, в случае их занижения.
СОДЕРЖАНИЕ: Законопроектом предусмотрено внесение в ст. 10518 НК РФ изменения в части предоставления другой стороне сделки права осуществлять симметричные корректировки также в случае, если корректировка сумм налогов, указанных в п. 4 ст. 1053 НК РФ, произведена налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с пунктом 6 указанной статьи, и определения порядка реализации указанного права.
Ко второму чтению к законопроекту прицеплен целый ряд прочих поправок в обе части НК РФ, которые можно условно разбить на следующие блоки:
1)     Контролируемые иностранные компании и налоговое резидентство организаций;
2)     Налоговая амнистия капитала;
3)     Налог на прибыль;
4)     Прочие поправки.

№ 584734-6 «О внесении изменений в главу 23 НК РФ» (принят 22 мая в третьем чтении)
СУТЬ: Об особенностях предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ при прекращении участия в ООО.
ИНИЦИАТОР: Воронежская областная Дума
АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации прямо не установлен порядок налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм, получаемых физическими лицами акционерами (участниками) общества при уменьшении уставного капитала общества, при ликвидации общества, при ином выбытии физического лица из состава участников общества. В связи с чем, имеет место быть неоднозначность в истолковании и применении правовых норм в налогообложении операций подобного рода.
СОДЕРЖАНИЕ: Вносятся изменения в подп. 2 п. 2 ст. 220 части второй НК РФ предусматривающие:
- возможность применения налоговых вычетов по НДФЛ в случаях:
- уменьшения уставного капитала с одновременным возвратом стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам);
- выхода из состава участников с выплатой средств участнику соразмерно его доли;
- передачи средств (имущества) акционеру (участнику) общества в случае ликвидации общества;
Кроме того, определен порядок зачета в счет уплаты НДФЛ налога с доходов, уплаченного в иностранном государстве.

№ 734785-6 «О внесении изменений в ст. 288.1 НК РФ» (принят 22 мая во втором чтении)
СУТЬ: Об уточнении порядка предоставления льгот по налогу на прибыль организаций резидентам Особой экономической зоны в Калининградской области
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ
АКТУАЛЬНОСТЬ: Льготная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, в том числе в размере 0 процентов, должна применяться за налоговые периоды, начиная с налогового периода, в котором юридическое лицо было включено в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.
СОДЕРЖАНИЕ: Законопроектом устанавливается период применения налоговой преференции для резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области и до окончания двенадцати налоговых периодов, считая с 1 января года, следующего за годом включения юридического лица в указанный реестр.

№ 529775-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (принят 15 мая в первом чтении)
СУТЬ: О необоснованной налоговой выгоде
ИНИЦИАТОР: Депутат ГосДумы А.М. Макаров
АКТУАЛЬНОСТЬ: В целях обеспечения нормальных и стабильных условий для ведения предпринимательской деятельности законопроектом закрепляются положительные элементы правоприменительной практики, которая была выработана налоговыми органами и арбитражными судами при рассмотрении налоговых споров, связанных с признанием (непризнанием) обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды.
СОДЕРЖАНИЕ: Лишение покупателя права на вычет по НДС и признание расходов при подписании со стороны контрагента счета-фактуры и первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом.

№ 688389-6  «О внесении изменений в НК РФ  в части совершенствования налогового администрирования» (принят 22 мая в первом чтении)
СУТЬ: изменение отдельных норм части первой НК РФ в части налогового администрирования
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ
СОДЕРЖАНИЕ: Законопроектом предусматривается:
1) распространение положений ст. 5 НК РФ о действии актов налогового законодательства во времени на соответствующие нормативные правовые акты Правительства РФ;
2) уточнение правила о вступлении в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования нормативных правовых актов об утверждении новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов, документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, например, счетов-фактур) или о внесении изменений в действующие указанные формы (форматы), а также о порядке заполнения указанных форм;
3) снижение порога перехода на обязательное представление налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме для налогоплательщиков, среднесписочная численность работников (численность работников - для вновь созданных организаций) которых превышает 50 человек;
4) совершенствование порядка представления истребуемых документов или документов, направляемых самостоятельно, в налоговые органы в электронной форме;
5) совершенствование порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и ознакомления лиц, в отношении которых они проводились, со всеми материалами налогового контроля (включая материалы по результатам таких мероприятий), предоставление права этим лицам представлять в налоговые органы письменные возражения по материалам дополнительных мероприятий налогового контроля, которые подлежат рассмотрению до принятия решений по результатам налогового контроля.

№ 724609-6 «О внесении изменений в ст. 269 части второй НК РФ в части определения понятия контролируемой задолженности» (принят 19 мая в первом чтении)
СУТЬ: Об уточнении критериев контролируемой задолженности
ИНИЦИАТОР: Депутат ГосДумы А.М. Макаров
АКТУАЛЬНОСТЬ: Необходимость более четко определить основания, при которых долговое обязательство может быть признано контролируемой задолженностью. Нормы статьи 269 НК РФ в части  «тонкой капитализации» не менялись уже более 10 лет. За это время, правоприменительная практика выявила ряд противоречий и недостатков этих норм. Неоднократно нормы статьи 269 НК РФ становились предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ. В этой связи, представляется, что назрела потребность не только в «точечных» изменениях, предлагаемых законопроектом, но и в комплексном пересмотре подхода к урегулированию правил тонкой капитализации с учетом складывающейся правоприменительной практики и опыта регулирования этого вопроса  за рубежом.   
СОДЕРЖАНИЕ: Задолженность может быть признана контролируемой, в следующих случаях:
- кредитор – иностранное лицо прямо или косвенно участвует в российской организации – заемщике;
- кредитор является взаимозависимым лицом иностранного лица, которое имеет долю участия в организации-заемщике;
- долговое обязательство выдано под гарантию (поручительство) иностранного лица, которое является взаимозависимым с организацией заемщиком. 

№ 755146-6 «О внесении изменений в НК РФ» (принят 15 мая в первом чтении)
СУТЬ: О совершенствовании специальных налоговых режимов
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ
АКТУАЛЬНОСТЬ: Законопроект разработан в соответствии с пунктами 26 - 28, 30 и 32 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р.
СОДЕРЖАНИЕ: Законопроектом также предусматривается внесение изменений в статью 34620 Кодекса, согласно которым субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать для налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Расширяется с 47 до 62 перечень видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на патентную систему налогообложения.
Субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать налоговую ставку в размере 0 процентов для налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения - впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере бытовых услуг населению.