Страницы

среда, 13 января 2016 г.

О ставке НДС при импорте лома черных металлов на территорию РФ из Казахстана (Определение ВС РФ от 28.12.2015 № 309-КГ15-11310)

Здание ВС РФ в Москве, ул.Поварская
28 декабря 2015 г. Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ был рассмотрен вопрос о подлежащей применению ставке НДС при импорте лома черных металлов на территорию РФ  с территории Казахстана. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (дело № А76-16715/2014).

Как следует из материалов дела, во исполнение договора, заключенного между налогоплательщиком (заказчиком) и ТОО (Республика Казахстан, поставщик), в январе 2011 г. первым на территорию РФ осуществлен ввоз из Казахстана товара (лом черных металлов) на общую сумму 1 609 222 руб., с который был исчислен и уплачен НДС по ставке 18 % в размере 289 660 руб., что было отражено в первичной налоговой декларации за январь 2011 г. Однако в уточненной декларации налогоплательщик заявил ставку НДС 0 %, со ссылкой на то обстоятельство, что фактически имел место импорт товаров с территории государства-члена Таможенного союза. Налоговый орган с подобной трактовкой не согласился и принял решение о довзыскании НДС.  В этой ситуации и возник вопрос: какова ставка НДС при импорте лома черных металлов на территорию РФ с территории Казахстана?

Арбитражные суды, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что перечень товаров, ввоз которых на территорию РФ не подлежит налогообложению, поименован в ст. 150 НК РФ. Поскольку в указанном перечне лом и отходы
цветных металлов отсутствуют, суды пришли к выводу, что в соответствии с условиями действовавшего в рассматриваемый налоговый период Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 НДС при импорте указанного товара подлежит уплате с применением ставки 18 % по месту учета его собственника.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ, отменяя решения нижестоящих судов, исходила из того, что применение ставки 18 % к товарам, импортированным с территории стран-участниц Таможенного союза при условии освобождения от НДС оборота идентичных товаров на территории РФ, вступает в противоречие с нормами и принципами международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран – участниц  Таможенного союза. Иной подход, примененный судами при рассмотрении данного спора, не согласуется также и с принципами, закрепленными в ст. 3 НК РФ, не допускающими установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Таким образом,  при рассмотрении вопроса о порядке налогообложения при импорте товаров с территорий стран-участниц Таможенного союза, необходимо применять не только положения ст.150 НК РФ, содержащей перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) при их ввозе на территорию РФ независимо от страны происхождения товаров, но и статью 149 НК РФ, определяющую порядок налогообложения на внутреннем рынке.