Минэкономразвития разработало законопроект, в соответствии с
которым российские дачники, тянущие с регистрацией своих жилых домов,
будут платить повышенный земельный налог. Как полагают в ведомстве, таким
образом будет решена задача по повышению собираемости налогов, а также выведен
из тени тот фактический жилой фонд, который располагается на дачных участках.
(Особо отмечу, что в соответствии с НК РФ жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, ИЖС, относятся к жилым домам (п.2 ст.401))
(Особо отмечу, что в соответствии с НК РФ жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, ИЖС, относятся к жилым домам (п.2 ст.401))
Суть идеи в том, что за земли, на которых допускается, но не
производится жилищное строительство, надо будет платить налоги с повышающим
коэффициентом 2 в течение 5 лет. Для
участков, на которых предусмотрено только ИЖС, земельный налог с коэффициентом
2 надо будет исчислять спустя 10 лет
после регистрации прав на недвижимость вплоть до того момента, как на
участке зарегистрируют жилой дом.
Согласно проекту, пока такой участок не застроен, налог на него увеличивается в 2 раза, а в некоторых случаях в 4 раза.
Согласно проекту, пока такой участок не застроен, налог на него увеличивается в 2 раза, а в некоторых случаях в 4 раза.
Законопроект также обусловлен тем, что по данным Росреестра, сейчас
в стране существует около 5 миллионов земельных участков, предоставленных для
жилищного строительства, однако на них нет объектов капитального строительства.
В собственности компаний находится почти 58 тыс. участков, предоставленных для
жилищного, и еще порядка 141 тыс. участков для индивидуального строительства. А
в собственности граждан имеется 291 тыс. и 4,4 млн. таких участков
соответственно.
Более подробно см. здесь.
Комментарий от А.В. Брызгалина:
Может быть сама по себе идея и имеет какой-то смысл, если собственник
земельного участка, действительно уклоняется от уплаты налога на объект
недвижимости, который он давно построил, и в котором он давным давно проживает. Тем более, что и мировой опыт показывает, что с хитрыми налогоплательщиками бороться можно именно повышающими коэффициентами, которые применяются по истечение определенных сроков.
Однако необходимо учитывать, что иногда «недостроительство» обусловлено недостатком денежных средств. И получается, что объективная невозможность «закончить стройку» будет еще и «наказываться» повышенным налогообложением земли, что представляется не вполне справедливым.
недвижимости, который он давно построил, и в котором он давным давно проживает. Тем более, что и мировой опыт показывает, что с хитрыми налогоплательщиками бороться можно именно повышающими коэффициентами, которые применяются по истечение определенных сроков.
Однако необходимо учитывать, что иногда «недостроительство» обусловлено недостатком денежных средств. И получается, что объективная невозможность «закончить стройку» будет еще и «наказываться» повышенным налогообложением земли, что представляется не вполне справедливым.
Кроме того, введение подобного порядка земельного налогообложения
может потребовать дополнительного налогового контроля. Ведь как узнать, что дом построен или не построен?
И эта проблема вновь может поставить вопрос о том, что власти, так или иначе, подойдут к идее как регионального, а может быть даже и муниципального налогового контроля (грубо говоря пойдут на создание муниципальных налоговых органов), что в настоящий момент, конечно же невозможно, т.к. по НК РФ налоговый контроль может находится только в руках одного ведомства, каковым и выступает сегодня ФНС России.
А вот для ближайшей перспективы, такая "крамольная" идея имеет все шансы для реализации.
Однако в любом случае, могу предположить, что в том или ином варианте положение о "повышенном коэффициенте" будет воплощена на законодательном уровне, причем в очень скорое время.
И эта проблема вновь может поставить вопрос о том, что власти, так или иначе, подойдут к идее как регионального, а может быть даже и муниципального налогового контроля (грубо говоря пойдут на создание муниципальных налоговых органов), что в настоящий момент, конечно же невозможно, т.к. по НК РФ налоговый контроль может находится только в руках одного ведомства, каковым и выступает сегодня ФНС России.
А вот для ближайшей перспективы, такая "крамольная" идея имеет все шансы для реализации.
Однако в любом случае, могу предположить, что в том или ином варианте положение о "повышенном коэффициенте" будет воплощена на законодательном уровне, причем в очень скорое время.