27 января ГосДума
отклонила два налоговых законопроекта, отказавшись принимать их в первом чтении.
Одним из них является законопроект № 836863-6 «О внесении изменения в ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым предлагалось ввести новые основания для отказа в регистрации при переезде в другой субъект РФ (в том числе путем присоединения):
1) наличие у юр/лица задолженности по налогам (пеням, штрафам);
2) наличие решения о проведении ВНП. Как указывалось в Пояснительной записке «миграция» налогоплательщиков, является одним из факторов роста задолженности перед бюджетом.
Комментарий А.В. Брызгалина: Мне показалось данное решение ГосДумы немного странноватым, ведь предложения Законодательного собрания Вологодской области, которое и внесло законопроект, не лишены здравого смысла. Тем более, что о подобных мерах говорят
достаточно давно, т.к. она фактически "лежит на поверхности".
Почему, да очень просто... Когда налогоплательщик после назначения ВНП (или по ее окончанию) вдруг "переезжает", то выясняется, что он никому не нужен. "Местной" налоговой инспекции он уже не интересен, т.к. он уже "не наш", а налоговикам региона, куда он переезжает, он тоже не интересен, т.к. те местные налоговики говорят - "не мы проверяли". ФНС уже сколько лет проблему взаимодействия наладить так и не может, ссылаясь на "несовершенство законодательства".
В этой связи интересно отметить, что за "мигрирующих" налогоплательщиков заступился именно профильный комитет ГосДумы - Комитет по бюджету и налогам, который в своем заключении, рекомендовавшим депутатом ГосДумы проект отклонить, указал следующее:
Во-первых, данные проект противоречит ч.1 ст.8 Конституции РФ, в которой гарантируется единство экономического пространства и свобода экономической деятельности, поэтому
введение предлагаемых законодательных мер нарушит вышеуказанные принципы и приведет к созданию искусственных барьеров в развитии российского бизнеса.
А во-вторых, необходимо учитывать положения ст.30 НК РФ, согласно которым налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на его правоотношения с налоговыми органами.
Иными словами, депутаты посчитали, что именно налоговые органы должны наладить взаимодействие по контролю за организациями, которые "мигрируют", а вводить особые ограничения в законодательство о регистрации юр/лиц необходимости нет.
Однако кажется мне, что это "временное" решение ГосДумы. Почему, да потому что нынешний кризис будет и далее разрастаться, и скорее всего власти попробуют решить возникающие бюджетные проблемы именно усилением контроля (похоже, что больше они ничего особо и не умеют), поэтому идею об ограничении "налоговой миграции" забывать пока рановато.
Одним из них является законопроект № 836863-6 «О внесении изменения в ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым предлагалось ввести новые основания для отказа в регистрации при переезде в другой субъект РФ (в том числе путем присоединения):
1) наличие у юр/лица задолженности по налогам (пеням, штрафам);
2) наличие решения о проведении ВНП. Как указывалось в Пояснительной записке «миграция» налогоплательщиков, является одним из факторов роста задолженности перед бюджетом.
Комментарий А.В. Брызгалина: Мне показалось данное решение ГосДумы немного странноватым, ведь предложения Законодательного собрания Вологодской области, которое и внесло законопроект, не лишены здравого смысла. Тем более, что о подобных мерах говорят
достаточно давно, т.к. она фактически "лежит на поверхности".
Почему, да очень просто... Когда налогоплательщик после назначения ВНП (или по ее окончанию) вдруг "переезжает", то выясняется, что он никому не нужен. "Местной" налоговой инспекции он уже не интересен, т.к. он уже "не наш", а налоговикам региона, куда он переезжает, он тоже не интересен, т.к. те местные налоговики говорят - "не мы проверяли". ФНС уже сколько лет проблему взаимодействия наладить так и не может, ссылаясь на "несовершенство законодательства".
В этой связи интересно отметить, что за "мигрирующих" налогоплательщиков заступился именно профильный комитет ГосДумы - Комитет по бюджету и налогам, который в своем заключении, рекомендовавшим депутатом ГосДумы проект отклонить, указал следующее:
Во-первых, данные проект противоречит ч.1 ст.8 Конституции РФ, в которой гарантируется единство экономического пространства и свобода экономической деятельности, поэтому
введение предлагаемых законодательных мер нарушит вышеуказанные принципы и приведет к созданию искусственных барьеров в развитии российского бизнеса.
А во-вторых, необходимо учитывать положения ст.30 НК РФ, согласно которым налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на его правоотношения с налоговыми органами.
Иными словами, депутаты посчитали, что именно налоговые органы должны наладить взаимодействие по контролю за организациями, которые "мигрируют", а вводить особые ограничения в законодательство о регистрации юр/лиц необходимости нет.
Однако кажется мне, что это "временное" решение ГосДумы. Почему, да потому что нынешний кризис будет и далее разрастаться, и скорее всего власти попробуют решить возникающие бюджетные проблемы именно усилением контроля (похоже, что больше они ничего особо и не умеют), поэтому идею об ограничении "налоговой миграции" забывать пока рановато.