Вот, собственно, о чем я в свое время и говорил (см. здесь). А ведь многие со мной спорили, когда я писал о том, что "Большой Победы, к сожалению не получилось"..
То Определение ВС РФ от 11.04.2016, которое многие приняли с восторгом (Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2016 № 308-КГ15-16651 по делу № А63-11506/2014), не очень-то способствует "полнейшей защите" налогоплательщика, о чем свидетельствует дело, которое рассматривалось Верховным Судом РФ буквально через 3 месяца после знаменитого дела ООО "СтавГазоборудование".
То Определение ВС РФ от 11.04.2016, которое многие приняли с восторгом (Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2016 № 308-КГ15-16651 по делу № А63-11506/2014), не очень-то способствует "полнейшей защите" налогоплательщика, о чем свидетельствует дело, которое рассматривалось Верховным Судом РФ буквально через 3 месяца после знаменитого дела ООО "СтавГазоборудование".
20 июля СКЭС ВС РФ было рассмотрено дело, одним из
эпизодов которого явился вопрос о том, вправе ли территориальный налоговый
орган проверять цены по неконтролируемым сделкам, а также о способах такой
проверки.
Дело рассмотрено в пользу
налогового органа (Определение ВС РФ от
22.07.2016 № 305-КГ16-4920 по делу № А40-63374/2015)
Фабула дела: налогоплательщик реализовал взаимозависимым
лицам здания: № 1 – по цене 9 440 000 руб., № 2 – по цене 950 000
руб., № 3 – 710 000 руб.
В целях определения рыночной стоимости спорных
объектов недвижимости ИФНС
постановлением назначила экспертизу, согласно заключению которой (отчет оценщика) рыночная стоимость здания № 1 на дату совершения сделки составляла 273 656 000 руб. Рыночная стоимость остальных объектов недвижимости определена ИФНС на основании сведений об их кадастровой стоимости с поправкой на коэффициент инфляции на период реализации, и составила для здания № 2 – 222 040 269 руб.; для здания № 3 – 8 246 777рублей. Установленная рыночная стоимость принята ИФНС в целях определения налоговых обязательств налогоплательщика.
постановлением назначила экспертизу, согласно заключению которой (отчет оценщика) рыночная стоимость здания № 1 на дату совершения сделки составляла 273 656 000 руб. Рыночная стоимость остальных объектов недвижимости определена ИФНС на основании сведений об их кадастровой стоимости с поправкой на коэффициент инфляции на период реализации, и составила для здания № 2 – 222 040 269 руб.; для здания № 3 – 8 246 777рублей. Установленная рыночная стоимость принята ИФНС в целях определения налоговых обязательств налогоплательщика.
Арбитражные суды I
и апелляционной инстанций отказали налогоплательщику в удовлетворении
заявленных требований. Исходя из того, что налогоплательщик и указанные организации-покупатели недвижимого
имущества являются взаимозависимыми лицами и отношения между ними могут
оказывать влияние на экономические результаты их деятельности, суды пришли к
выводу о наличии у ИФНС оснований для проверки правильности применения цен по названным
договорам купли-продажи недвижимого имущества. Принимая во внимание
существенное превышение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости над
ценой по заключенным сделкам, суды сочли, что согласованные действия
налогоплательщика и взаимозависимых с ним организаций–покупателей этих объектов
недвижимости направлены на занижение
налогоплательщиком налоговой базы по налогу на прибыль и НДС, а также на
сохранение за покупателями возможности применения УСН. При этом суды указали на
правомерность использования ИФНС в целях определения действительных налоговых
обязательств налогоплательщика рыночной стоимости спорных объектов
недвижимости, установленной на основании отчета оценщика.
Арбитражный суд
кассационной инстанции отменил судебные акты нижестоящих судов и направил дело
на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав на неполное исследование и
оценку судами представленных в дело доказательств, на основании которых суды
установили обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения
спора.
СКЭС ВС РФ отменила
постановление суда кассационной инстанции и оставила в силе решение суда первой
инстанции. Коллегия указала, что по существу позиция налогоплательщика при
рассмотрении дела сводилась лишь к необходимости получения иной альтернативной
оценки рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Принимая во внимание
изложенное, Судебная коллегия сочла, что представленные налоговым органом
отчеты об оценке рыночной стоимости могли быть использованы в качестве
относимых по делу документов, содержащих сведения доказательственного значения
о величине дохода, способного быть полученным налогоплательщиком при реализации
зданий в нормальных условиях, а суды первой и апелляционной инстанции отклонили
ходатайство налогоплательщика о назначении судебной экспертизы, действуя в
рамках имеющихся полномочий и учитывая представленные в дело доказательства.
Судебная коллегия разъяснила, что подпункт 7 п. 1 ст. 31 НК РФ не исключает возможность
определения размера недоимки как применительно к установленным главой 14.3 НК
РФ методам, используемым при определении для целей налогообложения доходов
(прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица,
так и на основании сведений о рыночной стоимости объекта оценки, если с учетом
всех обстоятельств дела эти сведения позволяют сделать вывод не о точной
величине, но об уровне дохода, который действительно мог быть получен при
совершении сделок аналогичными налогоплательщиками.