Страницы

вторник, 30 августа 2016 г.

Завтра СКЭС ВС РФ рассмотрит интересное налоговое дело по уточненным налоговым декларациям (дело № А09-6785/2013)

Завтра, 31 августа СКЭС ВС РФ рассмотрит налоговое дело,  главным в котором является вопрос: учитываются ли данные уточненных деклараций при принятии решения по выездной проверке, если декларации поданы после составления акта этой проверки (Определение от 29.07.2016 № 310-КГ16-5041 по делу № А09-6785/2013).

Суть спора: основанием для вынесения решения инспекции в части доначисления НДФЛ и ЕСН за 2009 г., соответствующих сумм пени и применения налоговых санкций послужил вывод о занижении ИП налоговой базы вследствие неправомерного включения в состав профессиональных налоговых вычетов сумм расходов, ранее учтенных при исчислении и уплате этих налогов за предыдущий налоговый период (2008 г.). ИП в суде ссылался на нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в частности, на необоснованный учет при
принятия налоговым органом решения данных уточненных налоговых деклараций, которые были поданы налогоплательщиком после составления акта налоговой проверки.
Суды I и апелляционной инстанций отказали ИП в удовлетворении требований –  им не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки.
Кассация (АС ЦО) требования ИП удовлетворила –  налоговый орган при вынесении решения по проверке не вправе был учитывать данные, содержащиеся в представленных ИП уточненных декларациях, должен был провести их самостоятельные проверки. По мнению суда, под видом дополнительных мероприятий налогового контроля фактически проведены сокращенные камеральные проверки уточненных деклараций и приложенных к ним документов, а также выявлены иные нарушения, не указанные в акте выездной проверки, но отраженные в решении инспекции, что является существенным нарушением процедуры принятия решения.
Инспекция обратилась в ВС РФ, указав, что налогоплательщик путем представления уточненных деклараций реализовал свое право на представление возражений по обстоятельствам вменяемых ему правонарушений, отраженных в акте проверки. Таким образом, при представлении уточненной декларации после окончания выездной проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе был провести дополнительные мероприятия налогового контроля, что соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 16.03.2010 № 8163/09. По мнению инспекции, при вынесении оспариваемого решения судом не были учтены положения п. 6 ст. 100 и п. 8 ст. 101 НК РФ и то, что проверка уточненных деклараций в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля улучшила положение налогоплательщика, позволила исключить параллельные процедуры выездной и камеральной проверки в отношении одного и того же налога и за тот  же налоговый период, налоговым органом не установлены новые правонарушения, при вынесении решения по выездной проверке приняты во внимание данные уточненных деклараций и определен действительный размер налоговых обязательств налогоплательщика перед бюджетом.

Судья 3-го состава СКЭС ВС РФ М.К. Антонова (кстати, назначенная судье ВС РФ только весной 2016 г.) указала, что в деле установлены основания для его передачи в Коллегию для пересмотра.