Страницы

среда, 10 августа 2016 г.

В СКЭС ВС РФ передан спор о налогообложении выходного пособия по соглашению сторон (дело № А40-94960/1). Дело будет рассмотрено 21 сентября...

1 августа Председателем 3-го судебного состава СКЭС ВС РФ Завьяловой Т.В. была рассмотрена жалоба по налоговому спору, в котором ставился вопрос о возможности учета в расходах при налогообложении прибыли в расходах суммы выходного пособия, выплаченного работнику на основании соглашения о расторжении трудового договора до 01.01.2015, а также возможность ретроспективного действия поправок в п. 9 ст. 255 НК РФ.
Дело передано в СКЭС ВС РФ, заседание которой состоится 21 сентября (Определение Верховного Суда РФ от 01.08.2016 № 305-КГ16-5939 по делу А40-94960/2015).
Фабула дела: по результатам ВНП налогоплательщик был привлечен к ответственности за неполную уплату налога на прибыль, ему была доначислена недоимка по налогу, начислены пени.
Поводом этому послужил вывод налогового органа о неправомерном включении
налогоплательщиком в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, расходов по выплате денежных компенсаций при увольнении работников   по соглашению сторон в 2011 -2012 г.г. на общую сумму 3 737 200 руб.

Арбитражные суды I и апелляционной инстанций, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что данные выплаты не связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений, а действующим законодательством подобная выплата в случае расторжения трудового договора по оглашению сторон не предусмотрена, в связи с чем понесенные расходы не направлены на получение доходов налогоплательщика и не могут быть признаны экономически оправданными затратами.
Суды также обратили внимание на тот факт, что трудовые договоры, которые были заключены с работниками, получившими выплаты при их увольнении, не содержали указаний на возможность выплаты компенсаций, а также на их условия и размеры. Соответствующие соглашения об изменении условий трудовых договоров, которые устанавливали бы обязанность работодателя производить выплаты компенсаций, а также условия такой выплаты и их размеры, за исключением соглашений с двумя работниками, также не заключались.

Первая кассация (АС округа) отменил указанные судебные акты и принял сторону налогоплательщика, указав, что перечень расходов на оплату труда, предусмотренный ст. 255 НК РФ, является открытым. В этой связи расходы по выплате компенсаций работникам, высвобождаемым в связи с расторжением трудового договора по соглашению сторон, могут быть включены в расходы на оплату труда в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ.
Налоговый орган обратился с кассационной жалобой в ВС РФ, указав, что перечень выплат в целях налогообложения в пользу работников ограничен и данные выплаты для их отнесения к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, должны быть связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений. Кроме того, налоговый орган указал на ошибочность толкования судом кассационной инстанции изменений, внесенных в п. 9 ст. 255 НК РФ и вступивших в силу с 01.01.2015, поскольку данной нормой налогоплательщикам предоставлено право учитывать в составе расходов на оплату труда суммы выходного пособия, порядок выплаты которых установлен ст. 178 Трудового кодекса, а не относить в состав расходов денежные компенсации при увольнении по соглашению сторон, не предусмотренные действующим трудовым законодательством.

Судья ВС РФ указала, что приведенные доводы налогового органа заслуживают внимания, в связи с чем передала кассационную жалобу для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ, заседание которой по данному делу состоится 21 сентября.