Страницы

вторник, 4 октября 2016 г.

Опубликована «мотивировка» СКЭС ВС РФ по делу об «уточненной декларации» (дело № А09-6785/2013)

В Определении от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041 по делу № А09-6785/2013, СКЭС ВС РФ сформулировала свою позицию по следующему вопросу: учитываются ли данные уточненных деклараций при принятии решения по выездной проверке, если декларации поданы после составления акта этой проверки?

Фабула дела: основанием для вынесения решения инспекции в части доначисления НДФЛ и ЕСН за 2009 г., соответствующих сумм пени и применения налоговых санкций послужил вывод о занижении ИП налоговой базы вследствие неправомерного включения в состав профессиональных налоговых вычетов сумм расходов, ранее учтенных при исчислении и уплате этих налогов за предыдущий налоговый период (2008 г.). ИП в суде ссылался на нарушение существенных условий процедуры рассмотрения
материалов налоговой проверки, в частности, на необоснованный учет при
принятия налоговым органом решения данных уточненных налоговых деклараций, которые были поданы налогоплательщиком после составления акта налоговой проверки.
Суды I и апелляционной инстанций отказали ИП в удовлетворении требований –  им не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки.
Кассация (АС ЦО) требования ИП удовлетворила –  налоговый орган при вынесении решения по проверке не вправе был учитывать данные, содержащиеся в представленных ИП уточненных декларациях, должен был провести их самостоятельные проверки. По мнению суда, под видом дополнительных мероприятий налогового контроля фактически проведены сокращенные камеральные проверки уточненных деклараций и приложенных к ним документов, а также выявлены иные нарушения, не указанные в акте выездной проверки, но отраженные в решении инспекции, что является существенным нарушением процедуры принятия решения.
СКЭС ВС РФ отменила постановление суда кассационной инстанции (АС ЦО), решение суда I  инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставила в силе, исходя из того, что в данном случае налоговый орган реализовал предоставленное ему НК РФ право на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в связи с представлением налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций и необходимостью сбора дополнительных доказательств,  касающихся выявленного в ходе проверки правонарушения и определения итоговых сумм доначислений. Объем и характер представленных документов в ходе мероприятий дополнительного контроля, возражения и уточненные декларации позволили налоговому органу установить фактические налоговые обязательства предпринимателя, уменьшив подлежащие доначислению в соответствии с актом суммы налогов.