(окончание. Начало см. здесь)
Как я уже писал вчера в блоге, Минфин, 5 октября разместил у себя на сайте
проект «Основные направления налоговой
политики на 2017 г.
и плановый 2018-2018 гг.» (далее по тексту «Основные направления…»).
Вчера я кратко изложил основные содержательные положения этого документа, а сегодня хотелось бы высказаться по существу.
Ведь вся эта история с пропавшим в середине года документом, а также с
его появлением в начале октября, наводят на некоторые
размышления. И хотя перед нами пока только проект попытаться проанализировать
ситуацию все-таки стоит.
1) Налоговая политика в
нашей стране это нечто особое, это то нечто,
которое не особо связано с формализованными положениями того или иного
документа, даже если этот «документ»
прописан как необходимый и обязательный аж в Бюджетном кодекс РФ (п.2 ст.172 БК
РФ).
К сожалению, но это так. Вот не было у нас документа о направлениях
налоговой политики, а политика все равно была, поэтому сам документ о политики
и сама политика существуют в неких параллельных реальностях, которые иногда
пересекаются, а иногда и нет. И даже объяснения типа того, что в этом году были
выборы, поэтому Минфин вроде бы и «не торопился», что бы якобы не «навязывать»
новым депутатам своей позиции, мало успокаивает.
Тем более, что власти сами регулярно нивелируют значение «Основных
направлений..». Например в 2015
г., в Основных направлениях налоговой политики на 2016 и
2017-2018 гг.
(появились на сайте Минфина 27.07.2015) почти ничего не
говорилось о передаче функций по взиманию страховых взносов от внебюджетных
фондов налоговым органам. А в январе, без всяких лишних разговоров и без
оглядки на какие-то «Основные направления-2015» эта идея была озвучена, в
апреле появились проекты соответствующих законодательных актов, а уже 3 июля
Президент подписал весь пакет законов по этому поводу. Вот тебе и «основные
направления».
2) Ознакомление с
«долгожданным» проектом «Основных направлений» показывает, что ничего особо
нового власти по налогам нам пока не предлагают. Более того, почти 100% положений уже были так или иначе озвучены
должностными лицами фискальных ведомств в их общении с СМИ, или как-то
по-другому уже просачивалось в
прессу.
Можно даже отметить, что если ранее, в «основных направлениях» можно
было почерпнуть какие-то новые, свежие, ранее не озвученные идеи и предложения,
то в этот раз Основные направления это вовсе не творческий акт, а акт сводный,
т.е. «суммирующий» ранее озвученные идеи и предложения.
Хотя само по себе «отсутствие нового» это и не хорошо и не плохо.
Ведь с одной стороны, никто и особо не спорит, в сфере налогов
накопилось множество проблем, которые требуют своего скорейшего разрешения и
консервация этого процесса только усугубляет ситуацию. Ведь непринятие нужных
решений имеет такое же негативное значение как и принятие ошибочных решений.
С другой стороны, «зуд реформаторства», стремление «разрушить до
основания», а потом построить на обломках новое «налоговое царство
справедливости и счастья», тоже ничего хорошего не несет, т.к. слом действующей
и более менее работающей системы еще не обещает нам того, что станет намного
лучше.
Я уже не говорю, что новое любое реформирование неизбежно привнесет элементы
хаоса, неразберихи, путаницу, различные «переходные периоды» и др., что
негативно скажется не только на и без того хромающей бюджетной системе, но и
способно подорвать зыбкое, но стабильное состояние выживших после кризисов 2008
и 2014-2015 гг. бизнесов.
Тем более, что любая налоговая система все равно будет нести в себе
те или иные недостатки, поэтому зачастую налоговые реформы приводят к замене одних
несовершенных налоговых система на другие такие же, а порой даже и хуже.
Есть и еще один «плюс» в том, что «Основные направления…» не
содержат новшеств.. Честно говоря, не люблю «сюрпризов», поэтому тот факт, что
Минфин возвел в ранг «официальной налоговой политики» уже известные и более
менее проработанные или хотя «обсужденные» положения, можно только
приветствовать.
Вообще же мне кажется, что налоговую политику нельзя отрывать и
рассматривать отдельно от бюджетной, финансовой, да и экономической политики по
стране в целом. Налоговая политика – это только одна из составляющих, поэтому
любое резкое «реформирование» налоговой системы, должны быть обусловлено
изменением и в экономической и финансовой политике, однако очевидно, что такая
цель на ближайшую перспективу перед властями не стоит. Не может часть
развиваться лучше целого, поэтому и ждать от налоговой политики чудес
преображения экономически страны тоже не стоит.
3) Как следует из «Основных
положений…» никакого повышения действующих и введения новых налогов до 2018 г. власти не планируют.
Пожалуй, это главная содержательная идея всего документы.
Таким образом, основной тезис налоговой политики Президента РФ,
озвученный им в начале декабря 2014
г. – «налоги не поднимаем», остается пока незыблемым.
Учитывая, что конституционное большинство в ГосДуме сейчас за пропрезидентской
партией, можно предположить, что никаких «резких движений» законодатель в 2016-2018 г.г. делать не будет и
мы будем в эти годы иметь ту налоговую систему, которую имеем сейчас.
4) Сравнивая содержание
«Основных направлений…» с предвыборной программой партии «Единая Россия» (см.здесь) можно отметить,
что партийные предпочтения последней по налогам практически никак не повлияли
(во всяком случае в этом году) на выработку налоговой политики на предстоящие 3
года. Разве что по самозанятым гражданам позиции правящей партии и Минфина
совпали и трудно здесь ответить на вопрос, кто был первым или Минфин подхватил идею от единороссов, или «Единая
Россия» заимствовала мысль у Минфина и вписала в программу партии.
Вообще же в предстоящее время мне было бы очень интересно посмотреть, что Правительство и ГосДума предложит в проект "Основных направлений..", т.к. любые предложения (так и отсутствие таковых) будет иметь большое значение для оценки общей перспективы развития налоговой политики страны.