Страницы

четверг, 8 декабря 2016 г.

Президент в Послании к ФС озвучил некоторые предложения по налоговой политике 2017-2018 гг. (+ комментарий от А.В. Брызгалина)

Среди множества положений, предложений и идей, которые прозвучали в его выступлении, меня больше всего, конечно же, интересовали слова, намеки и оговорки, сказанные о налогах (ну и страховых взносах). Так как именно тем настроением, которое демонстрирует Президент в своем Послании, очень часто предопределяется налоговая политики будущего.
В этот раз мне хотелось бы обратить внимание на 3 цитаты из Послания, в которых, собственно, и воплощено видение Президентом российской налоговой политики  2017-2018 гг.

Цитата № 1. Одной из самых быстроразвивающихся отраслей стала у нас, …  IT-индустрия, что очень радует. Объем экспорта отечественных компаний за 5  лет вырос вдвое. Я сейчас приводил цифры объема экспорта оборонки, сельхозпродукции. Оборонка – это 14,5 млрд. Совсем недавно IT-технологии составляли цифру, которая приближалась к нулю, сейчас – 7 млрд. долларов.
Увеличились и другие показатели: выручка, налоговые поступления. Такую отдачу дали, в том числе и льготы по страховым взносам. Минфин просил меня не говорить, что это только исключительно благодаря льготам, я говорю, что были и другие, конечно, инструменты поддержки отрасли, но все‑таки надо признать, что эти льготы сыграли свою существенную роль в поддержке IT-компаний. Эта мера позволила им эффективно реализовать свой интеллектуальный новаторский потенциал. Смотрите, в начале пути, в 2010 году их налоговые отчисления составляли 28 с небольшим миллиардов рублей, а через два года – уже 54 миллиарда рублей. Представляете, какой рост. При этом так называемые выпадающие доходы, с учетом льгот, всего 16 миллиардов рублей. То есть реальный доход даже для бюджета. Чтобы поддержать такую динамику предлагаю продлить эти льготы до 2023 года. Уверен, уже в ближайшее десятилетие есть все возможности сделать IT-индустрию одной из ключевых экспортных отраслей России.

Комментарий. Могу  предположить, что Президент убежден  – «низкие налоги способы поднять ту или иную отрасль; более того,  восполнить то, что было недополучено на уровне льгот, да еще и дополнительное что-то получить в бюджет».
Такой  подход в теории налогообложения, вообще-то, является спорным и неоднозначным, но надо быть справедливым, такие случаи в истории нередки. Примером тому из зарубежного налогообложения, как правило, называют «рейганомику», когда в результате снижения налогов в 80х годах  экономика США показала хороший рост вверх. В России же это введение плоской шкалы НДФЛ с 2002 г., когда его собираемость буквально за несколько лет выросла в разы. (Правда скептики утверждают, что и в том и в другом случаях эффект был достигнут не благодаря налогам, а благодаря другим факторам и "стечением неких обстоятельств"). Однако еще раз отмечу, что «снизил налог – получил рост», это отнюдь не абсолютная закономерность.
Однако тот факт, что в этот раз «у Президента получилось» - оспаривать трудно. Поэтому, с учетом еще и того, как эмоционально Президент озвучил это положение из Послания, можно
надеяться, что у нас еще появятся отрасли, подъем которых начнут проводить именно с налогов.

Цитата № 2. Сегодня очевиден растущий запрос людей на расширение экономических свобод (мы об этом говорили не раз), на стабильные, устойчивые, предсказуемые правила ведения бизнеса, включая налоговую систему. Напомню, в 2014 году мы приняли решение на четыре года зафиксировать действующие налоговые условия для бизнеса. Не стали пересматривать их, несмотря на изменения в экономической ситуации, и это безусловно позитивно сказалось на работе предприятий.
Вместе с тем мы должны так ориентировать нашу налоговую систему, чтобы она работала на главную цель: на стимулирование деловой активности, на рост экономики и инвестиций, создавала конкурентные условия для развития наших предприятий. Нужно упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их более адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Комментарий. Спорить с этими чисто декларативными положениями из Послания Президента – невозможно. Все мы за «мир во всем мире» и «за все хорошее, против всего плохого». Другое дело КАК всего этого достичь?
Слово «упорядочить» в речи Президента я понимаю не иначе  как «сократить». И все дело в том, какие именно льготы будут «сокращены», а какие льготы будут «оставлены».
Знаю только одно, властям легче не вводить льготы вообще, чем сокращать ранее введенные, поскольку это изначально конфликтная ситуация.
В любом случае сигнал законодателям (как федеральным, так и региональным) дан четкий – «льготы подлежат сокращению», ну а развитие этого тезиса мы увидим уже в 2017 году.

Цитата № 3. Предлагаю в течение следующего года детально и всесторонне рассмотреть предложения по настройке налоговой системе, обязательно сделать это с участием деловых объединений.
Несмотря на внутриполитический календарь, нам всё равно необходимо в 2018 г. подготовить и принять все соответствующие поправки в законодательство, в Налоговый кодекс, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период.

Комментарий. Считаю, что это самое главное, что сказал Президент о налогах в своем Послании. Однако тут больше вопросов, чем ответов.
Что это значит «настройка" налоговой системы? Я понимаю, что такое реформа, я понимаю «комплексные поправки», мы даже знаем такое слово как «налоговый маневр»… Но вот что такое «настройка»? Это что, «перенастройка» или целая «перестройка»? Что конкретно перенастраивать, клавиши, струны? Или целые инструменты? Значит они что, сейчас не настроены или настроены плохо?
Не означают ли слова Президента, что скоро нас ждут новые и достаточно масштабные изменения в Налоговый кодекс РФ?
Я лично это положение из Послания так и понял. Не думаю, что начнется работа по подготовке нового Налогового кодекса… (Хотя почему бы и нет? Тем более, что, например, КоАП РФ в скором времени ждет своего полного переписывания. Да и некоторые чиновники уже озвучивают, что «нам надо старое разрушить и новое принять" т.е. отменить ныне действующий и принять некий новый НК)… Но  в любом случае в 2017-2018 гг. нас просто захлестнет цунами новостей, слухов, предложений, проектов, комментариев и прочего по этой теме.

Что же касается «участия деловых сообществ», то здесь хотелось бы сказать особо.
Я, конечно же «за», чтобы власти «советовались с народом». Более того, сам постоянно и систематически пишу различные «заключения», «письменные позиции», «предложения» и прочее прочее. Наша компания и я лично ведем большую общественную и экспертную работу, в связи с чем к нам поступает большое количество предложений по «принятию участия». Раньше я отвечал практически на все обращения. Сейчас же, дай бог, на каждое третье. И есть для этого 2 причины.
Во-первых, если отвечать на все предложения "поучаствовать", то надо только и делать, что откликаться, писать и готовить.
Думаю понятно, что частная компания, деятельность которой финансируют только клиенты, не может себе позволить полностью переключиться на экспертно-общественный труд. Иными словами, если бы я на всё «откликался», то моя компания только тем и занималась бы, что готовила и отписывала различные «экспертные мнения».
Тем более, что все предложения приходят к нам под девизом «поработать бесплатно». Хотя надо понимать, что это такая же РАБОТА причем очень серьезная, сложная и трудная. Поэтому приходится отбирать…
Во-вторых, как же это хорошо и демократично, когда «власть спрашивает народ». Только спрашивать можно по разному. Можно, например, сказать: «А, вот скажи?», а потом отвернуться... То есть в данной ситуации "задавание вопроса" и является сутью всего этого одноактового действия, ответ, в котором не очень-то и нужен. И вот такое мы, к сожалению,  наблюдаем в последнее время все чаще и чаще.

Повторюсь, мне почти еженедельно от всевозможных общественных, деловых, полугосударственных и государственных структур приходит по несколько анкет, опросников, предложений «изложить свое мнение»  и т.д. Но из огромного множества наших предложений только парочка была вроде бы как озвучена во всевозможных программах, планах и прочих «дорожных картах».. Ну и спрашивается, зачем это надо? Пустой труд, писать в никуда. Поэтому слова Президента об «участии бизнеса» меня вдохновили мало.Всё равно чиновники сделают по своему, так, как им это надо.
И еще… Если чиновники не знают «что  предложить», так может они куда-то пойдут работать в другое место? Представляете, Вы приходите к врачу, а он Вам говорит: "Я жду Ваших предложений о лечении. И исходя из Ваших предложений я лечение Вами назначу"...
Поэтому, привлечение общественности к обсуждению должно быть не формальным, а настоящим, тогда и работа пойдет активнее и будет более эффективна.