14 декабря СКЭС
ВС РФ был рассмотрен вопрос о правомерности применения авиакомпанией вычетов по
НДС в отношении услуг по обслуживанию воздушных судов в аэропортах РФ. Дело
рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение
от 15.12.2016 № 305-КГ16-11188 по делу
№
А40-148810/2015).
Фабула дела: основным видом деятельности налогоплательщика
является авиационные пассажирские перевозки, и в рамках осуществления
деятельности в проверяемом периоде налогоплательщик, оказывая услуги
транспортной экспедиции, приобретал услуги наземного обслуживания воздушных
судов, оказываемые непосредственно в аэропортах РФ, включая аэронавигационное
обслуживание, взаимодействуя через организацию ЗАО, у которой заключены
агентские договоры со
службами аэропорта. Налогоплательщик предъявил к вычету
НДС по счетам-фактурам контрагентов, выставленным налогоплательщику по услугам,
оказанным непосредственно в аэропортах РФ по обслуживанию воздушных судов,
перечень которых содержится в Приложении № 1 к приказу Минтранса России от
17.07.2012 № 241, которые оформлены с выделением суммы НДС по ставке 18 %.
Поскольку все операции, связанные с оказанием услуг, указанных в Перечне к
приказу Минтранса РФ № 241 от 17.07.2012, не подлежат налогообложению НДС и
должны учитываться как необлагаемые данным налогом операции, налоговым органом
сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика правовых оснований для
применения налоговых вычетов по НДС и возмещения суммы налога.
Арбитражные суды, отказывая
налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что
услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту являются единым
технологическим комплексом услуг, направленным на подготовку воздушного судна к
вылету с пассажирами, багажом и грузом, то есть это комплекс мер, направленный
на осуществление воздушной перевозки. Поэтому на данные услуги распространяет
свое действие подп.2 п.2 ст.149 НК РФ, в связи с чем данные услуги не должны
облагаться НДС. Контрагенты налогоплательщика, выставляющие счета-фактуры с НДС
по ставке 18%, нарушают положения налогового законодательства, что не может
свидетельствовать о правомерности применения налогоплательщиком вычетов по НДС
по спорным операциям. При этом налогоплательщику должно быть известно о
неправомерном предъявлении контрагентами счетов-фактур с выделенным НДС,
поскольку иные контрагенты по аналогичным услугам выставляли счета-фактуры «БЕЗ
НДС». Перечень операций, не подлежащих обложению НДС, согласно п. 2 ст. 149 НК
РФ, не предусматривает отказа налогоплательщика от применения льгот, а
действующее законодательство не предоставляет налогоплательщикам (контрагентам Авиакомпании)
права применять ставки налога по своему усмотрению (или исходя из
целесообразности), а так же определять подлежит ли хозяйственная операция
налогообложению или нет. Кроме того, налоговым органом представлены
доказательства неуплаты в бюджет начисленных в соответствии со спорными
счетами-фактурами сумм НДС всеми контрагентами налогоплательщика, оказывающими
услуги по наземному обслуживанию воздушных судов, что исключает право
налогоплательщика заявить НДС к вычету.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и приняла
новый судебный акт об удовлетворении заявленных налогоплательщиком
требований. Экономколлегия разъяснила,
что под услугами по обслуживанию воздушных судов непосредственно в аэропортах
РФ и воздушном пространстве РФ в целях применения подп. 22 п. 2 ст. 149 НК
РФ следует понимать любые услуги, оказанные авиакомпании (заказчику) в
рамках заключенных договоров и направленные на подготовку воздушного судна к
вылету с пассажирами, багажом и грузом, поскольку, такие услуги являются
составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах и представляют собой
комплекс мер, направленных на осуществление воздушной перевозки. Данный вывод
согласуется с позицией, изложенной Президиумом ВАС РФ в постановлении от
07.06.2011 № 17072/10. Из положений п. 5 ст. 173 НК РФ следует, что
налогоплательщик, приобретавший услуги наземного обслуживания судов,
оказываемых в аэропортах, и получивший от контрагентов счета–фактуры с
выделением суммы НДС, вправе использовать соответствующие вычеты, а контрагенты
обязаны уплатить НДС в бюджет. Доказательств того, что действия
налогоплательщика и контрагентов являлись согласованными и направленными на
неуплату НДС, налоговым органом не представлено.