1 февраля
Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ будет рассмотрено дело о
правомерности применения налогоплательщиком вычетов НДС и учета расходов при
налогообложении прибыли по договорам на демаркировку существующей парковочной
разметки и нанесение новой парковочной разметки на территории Делового центра (дело № А40-120736/2015).
Фабула дела: на основании заключенного с Правительством
Москвы договора налогоплательщик является управляющей компанией Делового
центра. Исполняя функции управляющей компании, налогоплательщиком были
заключены договоры на выполнение работ по демаркировке существующей парковочной
разметки и нанесению парковочной разметки на территории Делового центра.
Арбитражные суды I и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные
налогоплательщиком требования, исходили из того, что выполнение работ
подтверждается
представленными первичными документами; документами, составленными контролирующими государственными органами по вопросам содержания и эксплуатации территории Делового центра, либо с участием этих органов и (или) незаинтересованных организаций, в том числе документами о согласовании налогоплательщиком с префектурой Центрального административного округа г. Москвы заключение договоров на выполнение работ по уборке территории с указанным поставщиком услуг. Учитывая свидетельские показания директоров организаций поставщиков, подтвердивших как свою причастность к деятельности этих организаций, так и взаимоотношения с налогоплательщиком по выполнению спорных работ, а также свидетельские показания других лиц (арендаторов Делового центра), подтвердивших выполнение спорных работ, суды пришли к выводу о реальности спорных финансово-хозяйственных операций между налогоплательщиком и указанными поставщиками. Также суды признали недопустимыми доказательствами экспертные заключения, содержащие выводы о том, что первичные документы от имени организаций поставщиков подписаны неустановленными лицами, поскольку в нарушение Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» и методики проведения судебно-почерковедческих экспертиз эксперт проводил исследования по электрографическим копиям документов с наличием только двух условно-свободных образцов подписи каждого из лиц организаций поставщиков, подписавших соответствующие первичные документы, в то время как для таких исследований необходимо не менее 10 образцов каждого вида. Экспертные заключения не содержат фототаблицу, иллюстрирующую форму и результаты проведенного исследования. Кроме того, приложенные к заключениям эксперта документы вызывают сомнение в необходимой квалификации эксперта ввиду отсутствия документов, подтверждающих его профильное образование.
представленными первичными документами; документами, составленными контролирующими государственными органами по вопросам содержания и эксплуатации территории Делового центра, либо с участием этих органов и (или) незаинтересованных организаций, в том числе документами о согласовании налогоплательщиком с префектурой Центрального административного округа г. Москвы заключение договоров на выполнение работ по уборке территории с указанным поставщиком услуг. Учитывая свидетельские показания директоров организаций поставщиков, подтвердивших как свою причастность к деятельности этих организаций, так и взаимоотношения с налогоплательщиком по выполнению спорных работ, а также свидетельские показания других лиц (арендаторов Делового центра), подтвердивших выполнение спорных работ, суды пришли к выводу о реальности спорных финансово-хозяйственных операций между налогоплательщиком и указанными поставщиками. Также суды признали недопустимыми доказательствами экспертные заключения, содержащие выводы о том, что первичные документы от имени организаций поставщиков подписаны неустановленными лицами, поскольку в нарушение Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» и методики проведения судебно-почерковедческих экспертиз эксперт проводил исследования по электрографическим копиям документов с наличием только двух условно-свободных образцов подписи каждого из лиц организаций поставщиков, подписавших соответствующие первичные документы, в то время как для таких исследований необходимо не менее 10 образцов каждого вида. Экспертные заключения не содержат фототаблицу, иллюстрирующую форму и результаты проведенного исследования. Кроме того, приложенные к заключениям эксперта документы вызывают сомнение в необходимой квалификации эксперта ввиду отсутствия документов, подтверждающих его профильное образование.
Арбитражный суд кассационной
инстанции (АС МО), отменяя принятые по делу судебные акты и отказывая
налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что
поставщики не осуществляли реальной предпринимательской деятельности и не
обладали необходимыми материальными ресурсами для осуществления соответствующей
деятельности по выполнению работ (услуг), а налогоплательщик, заключая сделки с
указанными поставщиками, не проявил должную осмотрительность.
Налогоплательщик обратился с кассационной жалобой в ВС РФ,
обосновывая свою позицию тем, что суд кассационной инстанции превысил свои
полномочия, предусмотренные положениями АПК РФ, поскольку фактически переоценил
представленные в материалы дела доказательства, которые являлись предметом
рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций.
Судья ВС РФ Першутов А.Г.
счел, что доводы налогоплательщика заслуживают внимания и Определением ВС РФ от
19.12.2016 № 305-КГ16-14921 дело было передано для рассмотрения в судебном
заседании СКЭС ВС РФ, которое состоится 1 февраля 2017 г. По результатам
рассмотрения спора нами будет оперативно размещена соответствующая информация.