Продолжаю размещать результаты нашей аналитической работы под общей рубрикой ТОП-10.
Сегодня размещаю материал, подготовленный нами совместно с главным специалистом Центра "Налоги и финансовое право" Ольгой Евгеньевной Аникеевой.
Сегодня размещаю материал, подготовленный нами совместно с главным специалистом Центра "Налоги и финансовое право" Ольгой Евгеньевной Аникеевой.
С 1 января 2017
г. начала действовать реформа системы законодательства о
страховых взносах, а именно, вступили в силу главы 2.1
«Страховые взносы в РФ» и 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса
РФ (введены Федеральным законом
от 03.07.2016 № 243-ФЗ), которые регламентируют порядок исчисления и уплаты страховых взносов, и утратил силу Федеральный
закон
от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ). Мы предлагаем вашему вниманию 10 самых важных
новшеств.
1. Администрирование взносов передано от фондов в ФНС
Самое главное и важное изменение – с 01.01.2017 г.
администрирование страховых взносов будет осуществлять ФНС по правилам,
установленным НК РФ.
Это означает, что налоговые органы будут контролировать
исчисление и уплату страховых взносов за
периоды с 01.01.2017 (в т.ч., проводить выездные и камеральные проверки, сверки
расчетов по взносам, уплаченным с 01.01.2017), вести учет плательщиков взносов
с 01.01.2017, производить возврат и зачет взносов за периоды с 01.01.2017 г., и
т.д. Кроме того, налоговые органы будут взыскивать недоимку, пени и штрафы по
страховым взносам независимо от периода их образования (в т.ч. за 2016 г. и предыдущие
периоды) (п. 1 ст. 30,
п. 1 ст. 82
НК РФ).
Из этого правила есть исключение – администрировать
страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний и страховые взносов на
обязательное медицинское страхование неработающего населения по-прежнему будет
ФСС. Основным нормативным правовым актом, который
регламентирует порядок исчисления и уплаты взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, остается Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Закон № 125-ФЗ).
регламентирует порядок исчисления и уплаты взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, остается Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Закон № 125-ФЗ).
В отношении страховых взносов за периоды, истекшие до
наступления 2017 года, проводить камеральные и выездные проверки будут по-прежнему
органы ПФР и ФСС. Т.е. расчеты по взносам (в т.ч. уточненные) за периоды до 01.01.2017 следует сдавать в ПФР, ФСС
по старым формам (даже если подача имеет место в 2017 г.) (Письмо ФСС от
17.08.2016 № 02-09-11/04-03-17282 (п. 1),
Информация
ФСС). С этим же органами нужно будет
проводить сверки расчетов за периоды до 2017 г. и т.д.
Контроль за исчислением и уплатой взносов ФНС будет
производить по общим правилам налоговых проверок с использованием
«риск-ориентированного» подхода.
Следует иметь в виду, что, проводя камеральную проверку
расчета
по страховым взносам, инспекция может истребовать у страхователя сведения и
документы, которые подтверждают обоснованность отражения сумм, не
подлежащих обложению взносами, а также сведения и документы, которые
подтверждают обоснованность применения пониженных тарифов
взносов (п. 8.6 ст. 88
НК РФ в ред. Федерального закона
от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Раньше подобные полномочия были у ПФР и ФСС. Сей час
их получили и налоговые органы.
Также вводится обязательный досудебный порядок
обжалования решений ФНС по вопросам уплаты взносов (напомним, что Закон №
212-ФЗ не предусматривал обязательного досудебного обжалования решений
контролирующих органов).
2. Введена новая форма отчетности - единый расчет по взносам
Изменение администратора взносов повлекло и изменение формы
отчетности – с 2017 г.
вместо РСВ-1 ПФР
и 4 - ФСС
страхователем нужно будет сдавать единый расчет по страховым взносам. Это будет
ежеквартальная отчетность по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный
фонд, ФФОМС и ФСС РФ (ст. 423
НК РФ).
Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ утверждена форма
расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, формат представления в
электронной форме. Она применяется начиная с представления расчета по взносам
за I кв. 2017 кв.
Новую налоговую отчетность по страховым взносам нужно будет
сдавать один раз в квартал - не позднее 30-го числа месяца, следующего за
отчетным периодом (п. 7 ст. 431
НК РФ). Срок сдачи отчетности установлен единый, вне зависимости от способа
сдачи отчета - на бумаге или в электронном виде. Если среднесписочная
численность 25 человек и менее, расчет можно будет представлять расчет на
бумаге, а если численность более 25 человек - только в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи (п. 10 ст. 431
НК РФ).
Отчетность по страховым взносам за I квартал 2017 г. в налоговую
инспекцию нужно будет сдать не позднее 2 мая 2017 г. (30 апреля выходной
день – воскресенье); за полугодие 2017 г. - не позднее 31.07.2017 (30 июля -
воскресенье); за 9 месяцев 2017
г. - не позднее 30.10.2017; за 2017 г. - не позднее
30.01.2018.
За непредставление в срок единого расчета по взносам установлена
ответственность - штраф в размере 5 % от неуплаченной в срок суммы взносов,
подлежащей уплате на основании расчета, но не более 30 % этой суммы и не менее
1 000 руб. (п.1 ст.119 НК РФ).
Кроме того, за нарушение срока представления расчета
установлена ответственность для должностных лиц - штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст.15.5 КоАП РФ).
Нарушение срока сдачи отчетности является и основанием для
приостановления операций по счетам плательщиков взносов (ст.76 НК РФ).
За 2016
г. плательщики должны отчитываться перед фондами по
«старым» правилам, установленным в Законе № 212-ФЗ, и по «старым» формам.
3. Установлено новое основание для отказа в приеме расчета: общая сумма взносов в ПФР «не идет» с суммой по каждому застрахованному
Поскольку сведения,
полученные из отчетности плательщиков взносов, налоговые органы будут передавать
в Пенсионный фонд, который будет «раскладывать» информацию о страховых взносах,
уплаченных за конкретных людей, по их лицевым счетам, установлено новое
основание для непринятия расчета: если в представляемом расчете сведения о
совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют
указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, расчет считается
непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем
представления расчета, направляется соответствующее уведомление.
В течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления
плательщик взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное
несоответствие. В этом случае датой представления расчета считается дата
представления расчета, признанного первоначально не представленным (абз. 2,
3 п. 7 ст.
431 НК РФ). Штрафа, установленного ст.119 НК РФ, в этом случае не
будет.
4. Увеличилась предельная база
Для взносов в ФСС и ПФР Налоговый кодекс
РФ, так же, как и Закон № 212-ФЗ, предусматривает наличие предельной облагаемой
базы (ст.421 НК РФ). Для медицинских взносов предельная база по-прежнему не установлена,
они начисляются на выплаты независимо от их величины нарастающим
итогом с начала года.
С января 2017
г. размер предельной базы по взносам на обязательное
пенсионное страхование повысился с 796
тыс. до 876 тыс. руб., а по взносам на обязательное социальное страхование на
случай болезни и в связи с материнством - с 718
тыс. до 755 тыс. руб. (Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255).
5. Установлен необлагаемый лимит для суточных: его «приравняли» к НДФЛ
В п. 2 ст.422 НК РФ теперь прямо сказано, что если размер
суточных более 700 руб. за каждый день командировки по России или 2500 руб. за
каждый день загранкомандировки, то с суммы превышения потребуется
исчислить страховые взносы. По сути, необлагаемый взносами размер
суточных приравняли к размеру суточных, не облагаемому НДФЛ (п.3 ст.217 НК
РФ).
Ранее при оплате расходов на командировки работников
суточные не облагались страховыми взносами независимо от размера (т.е.
полностью в том размере, в котором они были установлены локальным нормативным
актом).
6. Уплата и отчетность по месту обособленного подразделения зависит от начисления им выплат в пользу физлиц
В п. 11 ст. 431 НК РФ теперь указано, что «уплата страховых взносов и представление
расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения
и по месту нахождения обособленных
подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу
физических лиц (за исключением обособленных подразделений, расположенных за
пределами РФ)». При этом законодатель не разъясняет, что следует понимать
под начислением выплат в пользу
физических лиц. Какие-либо разъяснения контролирующих органов по данному
вопросу также отсутствуют.
По нашему мнению, начисление выплат в пользу работников
означает отражение соответствующих сумм на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате
труда".
Следовательно, если обособленное подразделение имеет
отдельный баланс и отражает суммы выплат в пользу работников на счете 70,
однозначно следует говорить о том, что оно начисляет выплаты в пользу
физических лиц. Поэтому с 2017
г. по месту
нахождения такого подразделения следует уплачивать страховые взносы и сдавать
отчетность.
Кроме того, согласно подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ
плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту
нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая
филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических
лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями.
Указанная норма применяется в отношении обособленных
подразделений, созданных на территории РФ, которые наделяются российской
организацией полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу
физических лиц после 1 января 2017 года.
Из вышеизложенного следует, что организация вправе наделить
обособленное подразделение полномочиями по начислению выплат в пользу
физических лиц (даже если оно не имеет
отдельного баланса и не отражает суммы выплат на соответствующем счете).
При этом НК РФ не содержит расшифровки о том, какими
документами должен подтверждаться факт наделения обособленного подразделения
полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц. Не
разъясняет данный вопрос и специальное законодательство о страховых взносах.
Разъяснения компетентных органов по данному вопросу отсутствуют. Полагаем, что
факт наделения обособленного подразделения Общества полномочиями по начислению
выплат и вознаграждений в пользу физических лиц должен быть зафиксирован
внутренним распорядительным документом Общества. Данный факт может быть отражен
в Положении о филиале (представительстве, ином обособленном подразделении)
Общества, утвержденном приказом руководителя Общества; в каком-то отдельном
приказе Общества «О наделении обособленного подразделения полномочиями по
начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц» и т.п. В этом
случае обособленное подразделение наделяется полномочиями по начислению выплат
и вознаграждений физическим лицам с даты издания соответствующего приказа или
распоряжения головной организацией.
Если же
головная организация не желает, чтобы обособленное подразделение этим
занималось, то потребуется издать приказ «О лишении обособленного подразделения
полномочий по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц». И
сообщить об этом в ИФНС течение одного месяца (попд.7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).
Таким
образом, если головная организация издаст распорядительный документ о наделении
обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат в пользу
физических лиц, по месту нахождения
такого подразделения также следует уплачивать взносы и представлять отчетность.
7. Разъяснения по вопросам исчисления взносов теперь будет давать Минфин
С 1 января 2017
г в силу п. 1 ст.34.2 НК РФ Минфин РФ является
финансовым органом, уполномоченным давать разъяснения по вопросам применения
законодательства РФ о страховых взносах.
Раньше разъяснения по вопросам о том, как нужно
начислять и уплачивать страховые взносы в ПФР и ФСС РФ, плательщики обращались в
Минтруд России.
При этом в письме Минфина РФ от 16.11.2016 № 03-04-12/67082
сказано, что поскольку перечень не подлежащих обложению взносами выплат не
изменился, следует руководствоваться ранее данными разъяснениями Минтруда
России. Т.е. Минфин, по сути,
согласился с Минтрудом по высказанным ранее выводам.
8. Новые формы отчетности в фонды и сроки их подачи
Несмотря на реформу системы администрирования взносов, у
фондов остались «свои» функции.
Так, в ведении ПФР по-прежнему находятся вопросы расчета
пенсионного стажа и назначения и выплаты пенсий. В связи с этим у плательщиков
взносов сохранится обязанность по представлению в территориальные органы
Пенсионного фонда сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М.
Срок сдачи СЗВ-М
следующий: не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, а не до
10-го, Начиная с отчетности за 2017
г. форма СЗВ-М представляется в срок
не позднее 15-го числа следующего месяца, а не 10-го, как было предусмотрено
в старой редакции п. 2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного страхования". Т.е. на подачу сведений у страхователей появится
пять дополнительных дней.
Данные, которые работодатели раньше подавали в ПФР раз в
квартал в составе РСВ-1 (отчет
о страховом стаже работников) нужно будет направлять в ПФР отдельно.
Указанную форму нужно направлять в ПФР не позже 1 марта
года, следующего за отчетным. Если срок представления будет нарушен, плательщика
привлекут к ответственности в виде
штрафа в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ст.27
Закона № 27-ФЗ). Впервые указанный отчет надо сдать не позднее 1 марта 2018 г.
Также установлен штраф за нарушение порядка представления
сведений в сфере персонифицированного учета. За несоблюдение страхователем в
предусмотренных случаях порядка представления сведений персонифицированного
учета в форме электронного документа предусмотрен штраф в размере 1000 руб. (ст. 17
Закона № 27-ФЗ).
В ведении ФСС остается администрирование взносов на
травматизм и правильность выплаты соцстраховских пособий.
В связи с этим установлена новая форма отчетности для страхователей.
Приказом ФСС России от 26.09. 2016 № 381 утверждена
форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное
соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также
по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядок ее заполнения. В
указанной форме нет раздела «Расчет по начисленным, уплаченным страховым
взносам на обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенным расходам»
Форма применяется начиная с представления расчета по
взносам за I кв. 2017
кв. Сроки представления указанного расчета аналогичны «старой» форме 4-ФСС: ежеквартально,
для отчета «на бумаге» - 20-е число следующего месяца, для электронного – 25-е
число следующего месяца.
За непредставление в срок расчета в ФСС установлен штраф в
размере 5% суммы взносов, начисленной к уплате за последние 3 месяца отчетного
периода, но не более 30% суммы и не менее 1000 руб. (п.1 ст.26.30 Федерального
закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"), за непредставление
расчета в электронной форме - штраф 200 руб. (п.2 ст.26.30 ФЗ № 125-ФЗ).
Обращаем внимание, что вышеуказанные новшества
не относятся к отчетности за 2016 год и более ранним
периодам. Поэтому первичные и уточненные расчеты за эти периоды
следует сдавать в ПФР и ФСС, используя «старые» формы и форматы.
9. Установлен срок давности привлечения к ответственности за нарушения в сфере персучета
В ст.17 Закона № 27-ФЗ сказано, что территориальный орган
ПФР сможет привлечь к ответственности за правонарушение в сфере
персонифицированного учета, только если с даты, когда о нем стало известно,
прошло меньше трех лет.
10. Новый порядок возмещение расходов на соцстрахование: налоговый орган зачтет расходы по пособиям только после проверки ФСС
В 2017 году у работодателей сохранится право
возместить суммы пособий (за исключение первых трех дней) из средств ФСС
РФ. Поэтому страхователь может перечислять взносы уже за минусом
выплаченных пособий. Если же величина исчисленных к уплате страховых
взносов будет меньше, чем сумма пособий, то разницу можно либо зачесть
в счет уплаты взносов в последующих периодах либо запросить
у ФСС необходимые достающие средства.
Проверка расходов страхователя на выплату страхового
обеспечения будет происходить следующим образом. Налоговый орган, получив
от страхователя единый ежеквартальный расчет, передаст соответствующие
сведения ФСС. Сотрудники ФСС проверят правильность заявленных расходов путем
проведения проверки (камеральной или выездной). О результатах
проверки ФСС направит информацию налоговому органу. Если результат проверки
окажется отрицательным (страхователь не подтвердил расходы), налоговый орган
направит ему требование об уплате недостающих взносов. Если результат
проверки будет положительным - расходы будут приняты, и налоговый орган
зачтет либо вернет разницу между взносами и расходами.