Страницы

воскресенье, 12 февраля 2017 г.

О современном состоянии налогообложения в России. 2016-2017. (часть III) Усиление налогообложения физических лиц

"Бурлаки на Волге", И.Е. Репин (1870-1873)
Говоря об ужесточении налоговой политики в 2016 г. отдельно необходимо отметить такую ее самостоятельную разновидность как «ужесточение налогообложения в отношении физических лиц». Данная тенденция проявляется буквально по всем основным аспектам налогообложения: постановка на учет, налоговый и иные виды контроля, отчетность (см. «самоуведомления»), прямое повышение налогового бремени и т.д.
Многие в наше время  считают, что подобный «поход на физиков» – ответная реакция государства  на падение бюджетных доходов из-за  падения цен на нефть, и, таким образом, попытка их компенсировать посредством вовлечения более широких слоев населения в процессы, связанные с его налоговым обложением.
Однако с подобным утверждением можно согласиться  только отчасти, т.к. говорить о необходимости «усиления налогов с граждан», политики, чиновники и эксперты стали еще до падения мировых цен на энергоресурсы[1]. Другое дело, что в условиях профицитности бюджетной системы (при цене на нефть более 140 долларов за баррель), подобные разговоры только «разговорами» и оставались.
Но уже в 2013-2014 гг. тренд на «усиление» в этом секторе начал набирать темпы.
Так, еще до 2014 г. начались перерасчеты размеров земельного налога в связи с переходом на кадастровую стоимость земли при его исчислении.
Кроме того в 2014 г.:
·                  индивидуальные предприниматели (ИП), находящиеся на специальных налоговых режимах, лишились льготы по налогу на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ);
·                  введена обязанность для физических лиц сообщить в  налоговый орган об объектах, по которым не формируется уведомление об уплате имущественных налогов (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ);
·                  принят Федеральный закон от 04.10.2014  № 284-ФЗ, которым во вторую часть НК РФ вводилась гл. 32 – «Налог на имущество физических лиц». Данным законом, наряду с установлением последовательного перехода на исчисление налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости (к 2020 г.), были пересмотрены основания и порядок предоставления налоговых льгот для некоторых категорий физических лиц;
·                  приняты поправки в гл. 23 НК РФ, которыми срок владения объектами недвижимости для целей получения полного имущественного вычета по НДФЛ при их продаже был увеличен с 3х до 5 лет[2] (Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

Иными словами, начиная уже с 2014 г. «взор государев» все последовательнее стал обращаться в сторону «налогов с граждан». И хотя особо радикальных шагов в этом направлении  пока не делается (наоборот, в конце 2016 г. и Президент РФ В.В. Путин[3] и премьер-министр Д.А. Медведев[4] почти в унисон объявили о том, что они против отмены плоской шкалы по НДФЛ), тенденция налицо.
Не стал исключением в этой тенденции и 2016 г., что можно продемонстрировать со стороны как  политики, законодательства, так и практики налогового контроля, которая, кстати, очень часто находит поддержку со стороны судов.

Политика.  В 2016 г. не было недостатка в идеях о дополнительном налогообложении физических лиц.

1) Так, буквально с самого начала 2016 г., в СМИ возникла дискуссия о выводе «из тени» так называемой «гаражной экономики». Своеобразной «кульминацией» этой дискуссии   стало закрытое совещание членов Правительства РФ в середине июля 2016 г. у Президента РФ В.В. Путина, который дал поручение заняться решением этой проблемы (подробнее см. здесь).

2) Кроме того, на протяжении 2016 г. обсуждался вопрос о введении особого взноса –  «на тунеядство»: 10.000 руб. в фонд медицинского страхования, 12.000 руб. в ПФР. Думается, что эти предложения возникли не на пустом месте. И хотя представители властей, каждый раз, после очередного информационного взброса в СМИ, пытались опровергнуть эту «новость», представляется, что идеи о «дополнительном самообложении неработающих», имеют под собой все основания.

3) Другой мерой, обсуждаемой в 2016 г. вновь была тема введения «налогового контроля за расходами физических лиц». Несмотря на то, что в РФ имели место две неудачные попытки введения такого контроля[5], этот вопрос по-прежнему на повестке дня[6].
Пока в прессе обсуждается только сама гипотетическая возможность введения такого  контроля за расходами населения (некоторые особо отмечают «крупными расходами»), однако по заверениям чиновников технически наладить такой контроль вполне возможно. Тем более, что некоторые механизмы контроля за расходами сегодня уже внедрены и функционируют, в частности,  большое число госслужащих, а также сотрудников госкомпаний ежегодно декларируют доходы, состояние и крупные расходы[7].
Интересно отметить, что попытка ввести налоговый контроль за расходами «в отдельно взятом регионе» имела место в 2013-2014 гг. в Белгородской области, когда местные налоговики (при поддержке судов общей юрисдикции), со ссылками на подп. 7 п.1 ст. 31 НК РФ, попытались через «расчетный метод» облагать разницу между расходами и доходами тех лиц, которые были замечены в крупных покупках.
Однако в 2015 г. Верховный Суд РФ указал, что удерживать НДФЛ с расходов, даже если они превышали официальные доходы, нельзя, т.к. это противоречит действующему налоговому законодательству[8].
В каком виде новая инициатива со старым содержанием найдет свое воплощении в будущем сказать в настоящее время трудно, однако в том, что она «есть и развивается» сомневаться трудно.

4) Так же хотелось бы отметить, что власти, не решаясь пока объявить полномасштабное наступление на плоскую шкалу НДФЛ и переложить бремя уплаты страховых взносов на физических лиц (о чем, тем не менее, постоянно напоминают в смысле «а почему бы и нет»), тем не менее, активно обсуждают повышение именно имущественного налогообложения.
Во всяком случае и о повышении транспортного налога для дорогих автомобилей, и о введении дополнительного налогообложения по недостроенным объектам на земельных участках (по которым также предлагается ввести повышенные ставки земельного налога) и прочее, постоянно находится в информационном поле.

Законодательство. Не отставал в 2016 г. от политиков и федеральный законодатель.

1) Так, для более ускоренного и упрощенного судебного порядка взыскания недоимок с физических лиц в Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) были внесены поправки о приказном порядке рассмотрения споров между физическими лицами и налоговыми органами (Федеральный закон от 06.04.2016 № 103-ФЗ).

2) Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ для налоговых органов  была введена возможность  взыскания недоимки налогоплательщика  (ст.45 НК РФ) не только с третьих лиц – компаний, как было ранее, но и с физических лиц.

3) Впервые в практике российского налогообложения, тем же Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ была установлена норма (п.7.3 ст.83 НК РФ), в соответствии с которой постановка на учет физических лиц, не являющихся ИП, оказывающих услуги другому физическому лицу для личных, домашних и/или иных подобных нужд, осуществляется в порядке предоставления ими в налоговый орган соответствующего уведомления.
Речь идет о так называемых «самозанятых», т.е. о лицах, которые ведут экономическую деятельность и имеют определенные доходы, однако, не регистрируясь в качестве ИП, они не уплачивают ни налогов со своих доходов, ни страховых взносов.
Правда этот «новый порядок» до сих пор во многом не имеет четкого содержания и  противоречив. Так, не вдаваясь в подробности, отметим, что до сих непонятен статус этого «порядка», является ли он для «самозанятых» обязательным или добровольным, не понятны вопросы учета доходов и отчетности, льгот, а также последствий для физических лиц, в случае, если они так и не воспользуются предписаниями п. 7.3 ст.83 НК РФ.
Создается такое впечатление, что по этому вопросу «надо было что-то срочно принять вот и приняли что было», но законотворческая работа в этом направлении продолжится, о чем, кстати,  свидетельствует внесение 27.01.2017 в ГосДуму депутатами от «Единой России» П.В. Крашенинниковым и А.М. Макаровым  законопроекта № 87981-7 «О внесении изменений в часть первую ГК РФ». Проектом предлагается освободить граждан при осуществлении некоторых видов приносящей доход деятельности от необходимости несения зачастую обременительных обязанностей, установленных для ИП.
Таким образом, очевидно, что в ближайшее время работа в этом направлении будет продолжена и получит свое развитие.

Повышение размера налогов для уплаты в бюджет также имело место практически повсеместно.
Так, в Свердловской области инвентаризационная стоимость имущества физических лиц выросла на 14,7 %, а с 2017 этот коэффициент станет 1,329 (т.е. вырастет  на 32.9%). Так же еще раз необходимо отметить, что 31 декабря 2016 г. закончился срок для льготного «самоуведомления» по объектам налогообложения, о которых не знает налоговый орган.
Вообще, говоря о таком достаточно новом налогово-правовом институте как «самоуведмоление» об облагаемых объектах, введенном Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ, можно предположить, что, отчаявшись навести порядок в поимущественном налогообложении физических лиц (в части определения объектов, подлежащих налогообложению)[9] государство решило переложить свои проблемы «с больной головы на здоровую».
В этой связи в 2014 г. в НК РФ были приняты, выше уже упоминавшиеся поправки о том, что физические лица обязаны сообщить в налоговый орган об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если  за весь период владения этими объектами налогоплательщик не получал на них уведомлений (п.2.1 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ). Подобный механизм «самоуведомлений» применялся 2 года (2015-2016), и с 2017 г. прекратил свое действие. В настоящее время, при выявлении налоговыми органами имущественных объектов, по которых физическое лицо не представило «самоуведомление», налоговый орган вправе кроме доначисления налогов и пени за 3 года, так же вынести решение о применении штрафа по п.3 ст. 129.1 НК РФ.

Практика налогового контроля. Налоговые органы в 2016 г. все активнее осуществляли контрольные мероприятия в отношении физических лиц, подозреваемых в неуплате или в неполной уплате налогов.
Все «тренды», конечно, перечислить в данном материале не представляется возможным, однако вот несколько самых ярких примеров.

1) Налоговые органы, при выявлении фактов ведения физическими лицами предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации (ИП), предъявляют таким лицам не только НДФЛ (причем, очень часто НДФЛ как раз и уплачивается такими лицами в общеустановленном порядке), но и НДС. В частности, нам известно множество случаев, когда налоговые органы рассматривали доходы физических лиц, полученные ими по договорам аренды (даже при условии удержания и уплаты 13 % НДФЛ), как предпринимательские, с требованием исчисления НДС.
При этом судебная практика считает такие претензии вполне обоснованными. Так, СКАД Верховного Суда РФ указала, что физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, целью которой является систематическое получение прибыли, признается плательщиком НДС (Определение СКАД ВС РФ от 08.04.2015 № 59-КГ15-2; см. также Определение  Верховного Суда от 03.09.2014 №  304-ЭС14-223).

2) Как было указано выше, еще в 2014-2015 г. налоговые органы Белгородской области предприняли масштабное налоговое наступление на граждан, определяя налоговую базу как «превышение расходов над доходами». Сколько было проведено доначислений по этому поводу – неизвестно, однако только вмешательство Верховного Суда РФ, указавшему, что «расходы – не доходы», прекратило эту незаконную практику. Однако самое примечательное то, что налоговые органы не прекратили своей практики по «контролю за расходами» и осуществляют ее не гласно, а иногда и с составлением актов (причем не только в Белгородской области, такая практика стала распространяться и на другие регионы).

3) Повсеместно, налоговые органы проводят проверки продажи физическими лицами нежилой (а иногда и жилой) недвижимости, а также проверки продажи ИП имущества, принадлежащего им на праве собственности.
Дело в том, что в соответствии с подп.4 п.2 ст.220 НК РФ имущественный налоговый вычет при продаже физическими лицами имущества не предоставляется, если это имущество использовалось в предпринимательской деятельности.
Однако многие физические лица, и даже ИП, до сих пор пребывают в уверенности, что обладаю тем или иным имуществом более 3 лет они имеют право на полный имущественный налоговый вычет, что не соответствует требованиям законодательства.
Поэтому налоговые органы уделяют повышенное внимание налоговым декларациям, в которых отражены «доходы от продажи имущества», а также особо тщательно проверяют данные регистрирующих органов, которые предоставляют налоговым органам данные о сделках купли-продажи (недвижимость, транспортные средства).

4) Так же хотелось бы отметить активизацию контрольной деятельности налоговых органов при применении физическими лицами налоговых льгот. В частности, налоговые органы ужесточают требования по их подтверждению.
Данную «активность» поддерживает и судебная практика.
В качестве примера можно привести из 2016 г. дело № А12-17958/2015, в котором физическое лицо оспорило решение налогового органа о доначислении налога в связи с неправильным применением налоговой льготы по п. 13 ст. 217 НК РФ (в соответствии с этой нормой не подлежат налогообложению доходы, полученные от продажи продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах).
Суды двух инстанций признали решение инспекции недействительным, указав, что доход получен от ведения личного подсобного хозяйства, и основания для доначисления налогов отсутствуют. Однако кассация (Постановление АС ПО от 16.02.2016 № Ф06-5520/2016) отменила состоявшиеся судебные решения, передав дело на новое рассмотрение, т.к. вышеуказанное освобождение действует при условии представления документа, выданного органом местного самоуправления и подтверждающего, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства. В связи с непредставлением вышеуказанных документов в удовлетворении требований физического лица было отказано, даже, несмотря на «социальную значимость» такой деятельности.

Нельзя сказать, что 2016 г. вообще обошелся без налоговых льгот для физических лиц, конечно определенные «послабления» имели место, однако все вышеперечисленные факты налоговой политике свидетельствуют о том, что вектор общего развития получил свое закрепление именно как «ужесточение, и что в будущем он получит только свое дальнейшее развитие.
(продолжение следует)



[1] См. например, «Основные направления налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.» (одобрены Правительством РФ от 30.05.2012); Е. Обухова, Д. Яковенко «Прямой дорогой в тень» // «Эксперт», 21 июля 2013.
[2] Надо отметить, что этим же Федеральным законом было предусмотрено, что новый порядок применения налоговых вычетов (новая статья 214.1 НК РФ), распространяется только в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 г.
[3] «Российская газета», 23.12.2016.
[4] «КоммерсанЪ», 15.12.2016.
[5] Впервые госконтроль за расходами был введен в РФ  Федеральным законом от 20.07.1998 № 116-ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическим лицами доходам". Однако через некоторое время он был заменен исключительно налоговым контролем, который стали осуществлять  налоговые органы (в НК РФ были три статьи по этому поводу – ст. 86.1, 86.2 и 86.3). Но и этот контроль был признан неэффективным и в 2003 г. эти статьи НК РФ  были отменены (Федеральный закон от 07.07..2003 № 104-ФЗ).
[6] «Ведомости», 13.07.2016 (см. здесь).
[7] Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"
[8] См. Определение СКАД  ВС РФ от 10.11.2015 57-КГ15-8. Кстати, такие дела рассматривались Верховным Судом РФ и в 2016 г., см. Определение СКАД ВС РФ от 27.07.2016 № 57-КГ16-6.
[9] Как следует из письма ФНС РФ от 02.02.2012 № ЗН-20-11/107  "Информация о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти по п. 1 письма от 13.01.2012 N ЗИ03-7/03-02", в 2011 г. при проверке идентичности баз данных по земельным участкам, являющихся объектом обложения земельным налогом, при 10 млн. проверенных (из 25 млн.), было добавлено 287 тыс. сведений о новых объектах, ранее не вовлеченных в налоговый оборот и более 2 млн. – о вновь зарегистрированных прав на участки. Более 604 тыс. сведений об объектах было вообще исключено.