Страницы

понедельник, 13 февраля 2017 г.

СКЭС: авиакомпании отказано во взыскании ущерба с Минфина (дело № А40-185134/2014)

Как я уже писал здесь, СКЭС 7 февраля рассмотрела дело о взыскании ущерба с Минфина. К сожалению, чуда не произошло, дело рассмотрено в пользу Минфина.

7 февраля Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ было рассмотрено дело о взыскании с Минфина РФ ущерба в виде страховых взносов членам летного экипажа в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 17.06.2013 № 13-П. (Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2017 № 305-ЭС15-13872 по делу № А40-185134/2014).

Фабула дела: общество в 2010 г.  являлось плательщиком взносов, уплачиваемых по дополнительному тарифу в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». Федеральным законом от 23.12.2010 № 360-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» отменено ограничение базы для исчисления взносов (415 000 руб. в год) и применена обратная сила с 01.01.2010. В результате принятия данного закона общая сумма взносов общества увеличилась с 3 093 550 руб. до 16 546 790 руб., которые были уплачены им платежными поручениями. Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2013 № 13-П часть 2 ст. 2 Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в ней предписание придает обратную силу ухудшающим положение плательщиков взносов. Считая свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ ущерба в размере 13 564 775 руб.
Арбитражный суд I инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия доказательств для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ суммы ущерба в размере 13 564 775 руб.
Арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций (АС МО), удовлетворяя заявленные обществом требования, исходили из того, что принятие федеральным законодателем нормативного акта, противоречащего Конституции РФ, является основанием для обращения с требованием о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
СКЭС ВС РФ оставила в силе решение суда I инстанции, удовлетворив кассационную жалобу Минфина России. Пока готова только резолютивная часть определения, по мере готовности судебного акта в полном объеме нами оперативно будет размещена соответствующая информация.