Комитет ГосДумы
по бюджету и налогам не поддержал законопроект № 1187318-6 «О
внесении изменений в Федеральный закон «О налоговых органах РФ» (в части
наделения налоговых органов правом осуществления проверочной (контрольной)
закупки (услуги) и других мероприятий в рамках контроля за соблюдением
законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью)».
Среди прав налоговых
органов частью 2 ст. 7 данного закона установлено право контролировать
соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской
деятельностью.
Законопроектом, который 04
октября 2016 г.
внесли в ГосДуму депутаты М.В.Емельянов,
Д.В.Ушаков (оба из фракции «Справедливая Россия»), предлагается дополнить это положение абзацем о том, что в рамках
такого контроля налоговые органы вправе производить контрольные закупки
(приобретение услуг), а также опросы свидетелей, осмотры территорий, помещений,
предметов, документов. Это, по мнению авторов, необходимо для выявления и
фиксации фактов незаконной предпринимательской деятельности.
При этом в Пояснительной записке инициаторы законопроекта ссылаются на практику еще Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление Президиума ВАС РФ ВАС РФ от 02.09.2008 № 3125/08), в соответствии с которой «проверочная закупка является оперативно-розыскным мероприятием, а налоговые органы проводить такие мероприятия не вправе».
При этом в Пояснительной записке инициаторы законопроекта ссылаются на практику еще Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление Президиума ВАС РФ ВАС РФ от 02.09.2008 № 3125/08), в соответствии с которой «проверочная закупка является оперативно-розыскным мероприятием, а налоговые органы проводить такие мероприятия не вправе».
Тем не менее, профильный Комитет
ГосДумы по бюджету и налогам счел достаточными имеющиеся полномочия
правоохранительных и налоговых органов, поскольку вторые при необходимости
могут привлекать к проверкам первых. Кроме того, правом проведения проверочной
закупки налоговые органы наделены законодательством о применении ККТ (абз. 5 п. 2 ст. 7 Закона 54-ФЗ). В итоге комитет рекомендовал ГосДуме отклонить законопроект в ходе его рассмотрения.
Комментарий от А.В.
Брызгалина: Хотелось бы дополнительно отметить, что современная судебная практика признает право
налоговых органов проводить контрольные закупки. Именно такой вывод был сделан в Обзоре судебной
практики № 2 (2015), который был утвержден Президиумом Верховного суда
26 июня 2015 г.
Действительно, долгое время у судов не было единого мнения
по поводу того, могут ли
инспекторы проводить контрольные закупки. Так, как было уже указано выше, ВАС РФ в 2008 году указывал на то, что инспекторы не вправе проводить контрольные закупки (постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.08 № 3125/08).
инспекторы проводить контрольные закупки. Так, как было уже указано выше, ВАС РФ в 2008 году указывал на то, что инспекторы не вправе проводить контрольные закупки (постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.08 № 3125/08).
Однако Верховный Суд РФ занял по этому вопросу противоположную
позицию и в постановлении от 24.07.09 № 46-АД09-1 пришел
к противоположному выводу. Контроль за применением
контрольно-кассовой техники возложен на налоговые органы, к компетенции
которых относится и проверка выдачи кассовых чеков (ст. 7 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ).
Положения этой нормы не содержит запрета для налоговиков
на покупку товара (работы, услуги) в целях проведения проверки.
Следовательно, инспекторы могут проводить закупки в рамках контроля
за соблюдением налогоплательщиками правил о применении ККТ. Эту же
позицию подтвердил Президиум Верховного суда в комментируемом обзоре, в
котором было указано, что совершение налоговым инспектором расчетов
с продавцом в рамках контрольной закупки не подпадает
под регулирование Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ
«Об оперативно-розыскной деятельности». То есть проверочная закупка
не является оперативно-розыскным мероприятием. Кроме того, в п.
19 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2016 № 18 было указано: акт
контрольной закупки может служить доказательством, подтверждающим факт
реализации товаров, при рассмотрении дел об административной
ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ. Следовательно, судья вправе приобщить
к материалам дела акт контрольной закупки.
Таким образом, и на уровне законодательства и на уровне практики
его применения вопрос вроде бы решен, может быть именно поэтому депутаты
ГосДумы посчитали инициативу своих коллег излишней.