17 февраля
Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том,
имеет ли право налогоплательщик на возмещение сумм НДС, если результатами ВНП
подтверждено право на возмещение налога, при этом ранее, по результатам КНП
налогоплательщику было отказано в возмещении по причине несоблюдения
уведомительного порядка отказа от льгот по НДС, предусмотренного п. 5 ст. 149
НК РФ. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение Верховного Суда РФ
от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015).
Фабула дела: в 2013 г. государственное бюджетное учреждение
представило в налоговый орган уточненные декларации по НДС за периоды с 1 кв.
2010 по 1 кв. 2013, в которых налогоплательщиком заявлены к возмещению из
бюджета суммы налога в размере 237 356 567 руб. Одновременно с декларациями
подано заявление об отказе от освобождения операций по реализации товаров
(работ, услуг) предусмотренных п.п. 29, 30 п.3 ст. 149 НК РФ. По результатам
камеральных проверок налоговым органом вынесены решения об отказе в
возмещении
НДС в связи с несоблюдением налогоплательщиком уведомительного характера отказа
от освобождения от налогообложения согласно п. 5 ст. 149 НК РФ. Налогоплательщик
обратился в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании ненормативных актов
налогового органа. Определениями арбитражного суда производство по
соответствующим арбитражным делам было прекращено в связи с отказом
налогоплательщика от заявленных требований (30.07.2014 налоговым органом по
результатам ВНП за период с 01.01.2010 по 18.04.2013 принято решение о возмещении
учреждению НДС в размере 237 356 567 руб.). Поскольку налоговый орган не
возместил НДС, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании
незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в неосуществлении
возмещения НДС налогоплательщику за соответствующие налоговые периоды.
Арбитражные суды I и апелляционной инстанций,
удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, учли фактическое
неисполнение налоговым органом принятого им решения по результатам выездной
налоговой проверки налогоплательщика и решений о возврате/зачете излишне
уплаченного (взысканного) налога, что не соответствует положениям действующего
налогового законодательства и существенно нарушает права и законные интересы
налогоплательщика.
Арбитражный суд кассационной инстанции (АС МО) отменил решения
нижестоящих судов и отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленных
требований, указав, что поскольку в
соответствии со ст. 176 НК РФ обоснованность суммы налога, заявленной к
возмещению, проверяется налоговым органом при проведении КНП в порядке,
установленном ст. 88 НК РФ, на основании представленной налогоплательщиком
налоговой декларации, то вынесение налоговым органом решения о возмещении суммы
НДС по результатам ВНП не влечет правовых последствий ни для налогового органа,
ни для налогоплательщика. В этой связи суд кассационной инстанции, принимая во
внимание то обстоятельство, что налогоплательщиком нарушен уведомительный
характер отказа от освобождения от налогообложения (п. 5 ст. 149 НК РФ), о чем
вынесены решения налогового органа по результатам КНП, пришел к выводу об
отсутствии у учреждения права на возмещение сумм НДС.
СКЭС ВС РФ отменила постановление АС МО и оставила в силе решения
судов I и апелляционной
инстанций. Экономколлегия указала, что ВНП предусматривает более широкие
полномочия налогового органа по контролю, выраженные в порядке проведения,
условиях, а также объеме подлежащих проверке документов. Таким образом, по
результатам ВНП, представляющей собой более высокий (углубленный) уровень налогового
контроля, не исключается возможность пересмотра ранее сделанных по результатам КНП
выводов налогового органа относительно обоснованности возмещения налога, что
согласуется с правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума ВАС
РФ от 31.01.2012 № 12207/11. Произвольный отказ налоговых органов от исполнения
принятого ими решения ставит добросовестно действовавшего налогоплательщика
в состояние правовой неопределенности в отношениях с государством,
что не соответствует принципам верховенства права, юридического
равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти,
вытекающим из ст. 2, ч. ч. 1 и 2 ст. 15, ст. 18, ч. 1 ст. 19 Конституции РФ,
и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов. Также СКЭС
не согласилась с выводами АС МО о том, что учреждение не имело право на
возмещение налога из бюджета, несвоевременно направив в налоговый орган
заявление, предусмотренное п. 5 ст. 149 НК РФ. Экономколлегия указала, что срок,
установленный п. 5 ст. 149 НК РФ, пресекательным не является, законом не
определены негативные последствия его пропуска. В качестве письменного
заявления (заявления составленного в электронной форме) о налоговых льготах
согласно п. 1 ст. 80 НК РФ может рассматриваться налоговая декларация.