21 апреля
Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос об
условиях применения льготы по земельному налогу, установленной подп. 3 п. 2 ст.
389 НК РФ в отношении земельных участков, предоставленных
для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Дело рассмотрено в
пользу налогового органа (Определение ВС РФ от 21.04.2017 № 306-КГ16-18669
по делу № А65-93/2016).
Фабула дела: налогоплательщик в 2011 и 2012 гг. воспользовался льготой по земельному налогу, установленной подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ. Спорный земельный участок является частью имущества, переданного налогоплательщику в порядке приватизации совместно с расположенным на нем имуществом, которое участвует в производственной деятельности по выполнению гособоронзаказов. Распоряжением Правительства РФ налогоплательщик включен в Перечень стратегических предприятий, осуществляющих производство продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, и систематически выполняемых государственный оборонный заказ на основании государственных контрактов.
Фабула дела: налогоплательщик в 2011 и 2012 гг. воспользовался льготой по земельному налогу, установленной подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ. Спорный земельный участок является частью имущества, переданного налогоплательщику в порядке приватизации совместно с расположенным на нем имуществом, которое участвует в производственной деятельности по выполнению гособоронзаказов. Распоряжением Правительства РФ налогоплательщик включен в Перечень стратегических предприятий, осуществляющих производство продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, и систематически выполняемых государственный оборонный заказ на основании государственных контрактов.
Арбитражные суды,
удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, исходили из
фактического использования налогоплательщиком земельного участка в целях обеспечения нужд обороны, и наличия в связи с этим оснований для освобождения от уплаты земельного налога в соответствии с требованиями подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ. Учитывая обстоятельства, связанные с приватизацией ФГУП путем преобразования в общество, а также его учреждением и составом акционеров, суды указали, что спорный земельный участок не выбывал из собственности РФ. По мнению судов, то обстоятельство, что земельный участок относится к землям населенных пунктов, а не к землям обороны, не имеет в данном случае правового значения относительно применения льготы по земельному налогу, поскольку учитываются действительные цели, для которых предоставлен земельный участок, а также его фактическое использование, а не кадастровый учет.
фактического использования налогоплательщиком земельного участка в целях обеспечения нужд обороны, и наличия в связи с этим оснований для освобождения от уплаты земельного налога в соответствии с требованиями подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ. Учитывая обстоятельства, связанные с приватизацией ФГУП путем преобразования в общество, а также его учреждением и составом акционеров, суды указали, что спорный земельный участок не выбывал из собственности РФ. По мнению судов, то обстоятельство, что земельный участок относится к землям населенных пунктов, а не к землям обороны, не имеет в данном случае правового значения относительно применения льготы по земельному налогу, поскольку учитываются действительные цели, для которых предоставлен земельный участок, а также его фактическое использование, а не кадастровый учет.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и приняла новый
судебный акт об отказе налогоплательщику в удовлетворении заявленных
требований. Пока готова только
резолютивная часть определения, после изготовления судебного акта в полном объеме
нами оперативно будет представлена соответствующая информация.