Как считает Минфин, общее правило о праве третьих лиц уплачивать налоги за налогоплательщика, введенное совсем недавно поправками в ст. 45 НК РФ (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ), не распространятся на налоговых агентов. Так ли это?
Как следует из письма Минфина РФ от
04.04.2017 №
03-04-06/19952 логика у финансового ведомства здесь следующая.
В соответствии с п.п. 1 и 8 ст. 45 НК РФ в редакции, применяемой с
01.01.2017, уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.
При этом не отменяются установленные НК РФ обязанности налоговых агентов по
исчислению, удержанию налогов из денежных средств налогоплательщиков и
перечислению налогов в установленные сроки и порядке в бюджетную систему РФ на
соответствующие счета Федерального казначейства.
На основании п. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма НДФЛ, исчисленная
и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он
признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту
жительства) налогового агента в налоговом органе.
При этом согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств
налоговых агентов не
допускается. При заключении договоров и иных сделок
запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми
выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести
расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
Все бы ничего, вроде гладенько и стройненько, однако...
1) Давайте читать ст. 45 НК РФ до конца, а там в п. 8 четко определено: "Правила, предусмотренные настоящей статьей,
применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются
на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника
консолидированной группы налогоплательщиков".
Вот что делать с этой нормой?
Я понимаю так, если за налогоплательщика сейчас прямо разрешено уплачивать налог иным лицам, то эта норма распространяется и на налоговых агентов, поэтому за налогового агента третье лицо тоже вправе заплатить исчисленный и удержанный налоговым агентом налог.
Обязательство-то по перечислению налога в бюджет лежит на налоговом агенте? Правильно? Поэтому это обязательство вполне возможно может быть исполнено третьим лицом. Что этому мешает?
2) Еще
вопрос: «А почему собственно нельзя?». Почему налог за организацию-налогоплательщика
кому-то можно заплатить, а за организацию – налогового агента уже нельзя? В чем тут "великая" и "принципиальная" разница? Бюджету-то какая разница, ему что, деньги не нужны?
Поэтому я считаю, что после Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ третьи лица могут перечислять налоги и за налоговых агентов.
Самым, наверное, сильным доводом у противников данной позиции (и, соответственно у Минфина), является ссылка на п.9 ст.226 НК РФ. Действительно, как то странно, сказав "а", законодатель не сказал "б" и почему-то оставил эту норму в прежней редакции. Можно это даже посчитать недоработкой законодателя, хотя с другой стороны, если вчитаться в п.9 ст.226 НК РФ то можно сделать вывод, что норма это вообще "о другом", норма эта самодостаточно сама по себе и можно предположить, что на случаи, когда третье лицо перечисляет за налогового агента деньги в бюджет, она вообще сейчас не распространяется.
И вот тут и возникает вопрос. Если признать, что норма п.9 ст.226 НК РФ есть специальная норма по отношению к общим нормам в ст.45 НК РФ, тогда действительно, Минфин прав (здесь действует принцип "специальная норма отменяет действие нормы общей", по латыни это звучит Lex specialis derogat generali).
Но с другой стороны, есть же и другой принцип о том, что более поздняя норма отменяет действие более ранней - Lex retro non agit, (этот принцип даже в своих актах Конституционный Суд РФ неоднократно применял), тогда позиция Минфина несостоятельна.
Вот ведь казалось бы просто письмо Минфина, а какой интересный вопрос затронут!