Страницы

среда, 31 мая 2017 г.

23 мая 2017 г. СКЭС Верховного Суда РФ направила на новое рассмотрение дело о взыскании с налогового агента неудержанного НДС (дело № А09-10032/2015))

23 мая Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том, правомерно ли взыскивать с налогового агента по НДС сумму налога, которую он должен был удержать и перечислить в бюджет при приобретении муниципального имущества, но не сделал этого. Дело направлено на новое рассмотрение в суд I инстанции  (Определение ВС РФ от 23.05.2017 № 310-КГ16-17804 по делу А09-10032/2015).

Фабула дела: по договору купли-продажи предприниматель приобрел в собственность муниципальное недвижимое имущество. При этом обязанности налогового агента по НДС, предусмотренные абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ предприниматель не исполнил. По результатам ВНП предпринимателю были доначислены
соответствующие суммы НДС, пени, штраф по ст. 123 НК РФ.
Арбитражные суды, удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, исходили из того, что  уплата предпринимателем НДС в бюджет за счет собственных средств приведет к ущемлению его прав и законных интересов в налоговых правоотношениях и нарушит принцип равного и справедливого налогообложения. По мнению судов, в данном случае, обязанность по перечислению НДС в бюджет возникла у Комитета по управлению имуществом в связи с необоснованным получением им спорной суммы НДС применительно к положениям п. 5 ст. 173 НК РФ.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение, указав, что налоговое законодательство не предусматривает механизм взыскания сумм НДС с муниципального образования, которое не является плательщиком НДС при реализации полномочий предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В связи с этим, основанный на положениях подп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ принцип невозможности взыскания с налогового агента не удержанной им суммы НДС, так как обязанным лицом продолжает оставаться налогоплательщик, к которому и подлежит предъявление налоговым органом требования об уплате налога, в данном случае неприменим, поскольку в рассматриваемых правоотношениях (сделках) продавец имущества плательщиком НДС не является. Установленный же п. 5 ст. 173 НК РФ порядок уплаты НДС в бюджет предусмотрен для лиц, которые не являются плательщиками этого налога, но выставили счет-фактуру с выделением НДС, в то время как в рассматриваемом случае Комитет не выставлял счета-фактуры при реализации имущества по упомянутым сделкам. Уплата предпринимателем НДС в бюджет за счет собственных средств не приведет к ущемлению его прав и законных интересов в налоговых правоотношениях, поскольку исполнив возложенную на него НК РФ обязанность налогового агента, предприниматель не лишен возможности реализовать право на защиту своих интересов в рамках гражданско-правового спора с муниципальным образованием о возврате неосновательно полученных денежных средств.