Через несколько часов начнется мой первый вебинар "Налоговая политика в 2017 г. и ее основные направления в условиях выхода из экономической рецессии", которым открывается летняя серия моих авторских вебинаров "О налогах и не только. Самое новое и актуальное" (с 11 июля по 08 августа; более подробно см. здесь). И уже сегодня я буду комментировать самую горячую новость недели.
На официальном
сайте Комитета ГосДумы по бюджету и налогам 5 июля была размещена
информация о парламентских слушаниях на тему «Основные направления бюджетной,
налоговой и таможенно-тарифной политике» (см. стр. Комитета здесь).
Кроме того, был размещен и сам текст
проекта «Основные
направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на
плановый период 2019-2020 гг.».
Комментарий от А.В. Брызгалина:
То, что у нас с 2017 г.
не три подготовительных документа к проекту бюджета на очередной год (о
бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике), как было всегда ранее, а
один, или вернее единый, следует из поправок в Бюджетный кодекс РФ, которые
были внесены в него Федеральным законом от 28.03.2017 № 48-ФЗ.
Однако, как мне кажется, первый опыт подготовки «объединенного»
документа оказался не совсем удачным. Во-первых, странно, что текста проекта
нет на сайте Минфина (во всяком случае я там ничего не нашел; может быть плохо искал?).
Во-вторых, из документа исчезла четкость и сейчас содержание «о налогах» размазано по
тексту документа как каша по столу. Поэтому для того, чтобы узнать, что Минфин
планирует на будущее «по налогам», надо читать всё-всё-всё и по крупицам выковыривать из этого довольно таки
объемного документа, то, что нас интересует.
Что же касается существа «налоговой политики» не предстоящие годы,
то вот несколько ключевых позиций:
·
цитата из текста: «Основным инструментом
бюджетной политики в этой сфере [имеется в виду налоги, конечно же; вставка моя]
является улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы», что
означает «создание системы администрирования, построенной на единой
методологической и информационной основе, что обеспечит рост собираемости
налогов и снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса» [курсив
не мой]. Иными словами, основой налогового контроля будет цифровой контроль за налогоплательщиками. Тут еще возникает вопрос,
а кто будет делить налогоплательщиков и бизнес на «добросовестных» и
«недобросовестных», и как это вообще можно делать, но это тема «отдельного
плача»;
·
как считает Минфин, основной упор в налоговой
политике ближайших лет необходимо сделать на «выведении экономики из тени»
(такие идеи раскиданы по тексту «Основных направлений…» в нескольких местах).
То есть налоги от теневого бизнеса – это главный резерв бюджетной системы?;
·
В документе очень расплывчато и очень осторожненько прописана «фискальная
девальвация» – основная идея нынешней налоговой перенастройки (снизить
страховые взносы, но повысить НДС). Якобы в связи с тем, что «экономика будет
из тени выходить», увеличится и фискальная нагрузка на бизнес (ну, правильно),
поэтому, что бы снизить отрицательный эффект – лучше понизить страховые взносы.
По тексту это называется «создание дополнительного экономического стимула для
обеления – путем изменения структуры налоговой нагрузки»;
·
Минфин вновь высказался о неналоговых платежах,
в плане того, что они «обременительны» для бизнеса, а кроме того, что необходима
«систематизация и законодательное закрепление их установления и взимания –
своего рода кодекс неналоговых платежей» [жирный курсив – не мой].
Кроме вышеуказанных, документ содержит еще массу налоговых
положений, посвященных и КИКам, и акцизам, и рассрочкам уплаты недоимок, и
уточнению налогового платежа самими налоговиками, и об ЕСХН и др.
Можно было бы конечно подробно изучить этот документ и проанализировать его досконально, одно не надо забывать, что это только лишь проект [жирный курсив на
этот раз мой], и документ должны обсудить еще и депутаты ГосДумы, и чиновники
Правительства, и представители профильных ведомств, поэтому не исключено, что
окончательный текст «Основных направлений…», в части налоговой тематики может
существенно измениться.
Поэтому, думаю вернуться к этому вопросу после того, как Минфин представит Правительству окончательный вариант.
Поэтому, думаю вернуться к этому вопросу после того, как Минфин представит Правительству окончательный вариант.