Страницы

вторник, 11 июля 2017 г.

Появился проект Основных направлений … в т.ч. «налоговой политики» на 2018 и 2019-2020 гг.

Через несколько часов начнется мой первый вебинар "Налоговая политика в 2017 г. и ее основные направления в условиях выхода из экономической рецессии", которым открывается летняя серия моих авторских вебинаров "О налогах и не только. Самое новое и актуальное" (с 11 июля по 08 августа; более подробно см. здесь). И уже сегодня я буду комментировать самую горячую новость недели.  
 

На официальном сайте Комитета ГосДумы по бюджету и налогам 5 июля была размещена информация о парламентских слушаниях на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике» (см. стр. Комитета здесь). Кроме того,  был размещен и сам текст проекта «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019-2020 гг.».

Комментарий от А.В. Брызгалина: То, что у нас с 2017 г. не три подготовительных документа к проекту бюджета на очередной год (о бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике), как было всегда ранее, а один, или вернее единый, следует из поправок в Бюджетный кодекс РФ, которые были внесены в него Федеральным законом от 28.03.2017 № 48-ФЗ.
Однако, как мне кажется, первый опыт подготовки «объединенного» документа оказался не совсем удачным. Во-первых, странно, что текста проекта нет на сайте Минфина (во всяком случае я там ничего не нашел; может быть плохо искал?).
Во-вторых, из документа исчезла четкость  и сейчас содержание «о налогах» размазано по
тексту документа как каша по столу. Поэтому для того, чтобы узнать, что Минфин планирует на будущее «по налогам», надо читать всё-всё-всё и по крупицам выковыривать из этого довольно таки объемного документа, то, что нас интересует.
Что же касается существа «налоговой политики» не предстоящие годы, то вот несколько ключевых позиций:
·                  цитата из текста: «Основным инструментом бюджетной политики в этой сфере [имеется в виду налоги, конечно же; вставка моя] является улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы», что означает «создание системы  администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе, что обеспечит рост собираемости налогов и снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса» [курсив не мой]. Иными словами, основой налогового контроля будет цифровой контроль за налогоплательщиками. Тут еще возникает вопрос, а кто будет делить налогоплательщиков и бизнес на «добросовестных» и «недобросовестных», и как это вообще можно делать, но это тема «отдельного плача»;
·                  как считает Минфин, основной упор в налоговой политике ближайших лет необходимо сделать на «выведении экономики из тени» (такие идеи раскиданы по тексту «Основных направлений…» в нескольких местах). То есть налоги от теневого бизнеса – это главный резерв бюджетной системы?;
·                  В документе очень расплывчато и очень осторожненько прописана «фискальная девальвация» – основная идея нынешней налоговой перенастройки (снизить страховые взносы, но повысить НДС). Якобы в связи с тем, что «экономика будет из тени выходить», увеличится и фискальная нагрузка на бизнес (ну, правильно), поэтому, что бы снизить отрицательный эффект – лучше понизить страховые взносы. По тексту это называется «создание дополнительного экономического стимула для обеления – путем изменения структуры налоговой нагрузки»;
·                  Минфин вновь высказался о неналоговых платежах, в плане того, что они «обременительны» для бизнеса, а кроме того, что необходима «систематизация и законодательное закрепление их установления и взимания – своего рода кодекс неналоговых платежей» [жирный курсив – не мой].

Кроме вышеуказанных, документ содержит еще массу налоговых положений, посвященных и КИКам, и акцизам, и рассрочкам уплаты недоимок, и уточнению налогового платежа самими налоговиками, и об ЕСХН и др.
Можно было бы конечно подробно изучить этот документ и проанализировать его досконально, одно не надо забывать, что это только лишь проект [жирный курсив на этот раз мой], и документ должны обсудить еще и депутаты ГосДумы, и чиновники Правительства, и представители профильных ведомств, поэтому не исключено, что окончательный текст «Основных направлений…», в части налоговой тематики может существенно измениться.
Поэтому, думаю вернуться к этому вопросу после того, как Минфин представит Правительству окончательный вариант.