Все мы знаем, что в соответствии правовыми позициями и Конституционного
Суда РФ, да и ВАС и ВС, налоговые органы не вправе определять
целесообразность действий налогоплательщика и его деятельности в целом.
Ранее суды даже указывали что-то типа: "Оценка заключения договора и оказанных услуг с точки зрения
экономической эффективности и целесообразности не может являться предметом
налогового контроля".
Однако борьба с "налоговой недобросовестностью" постепенно сдвигает
границы этой "целесообразности", и вот мы уже видим, что налоговые
органы не только пытаются определить "правовую и экономическую природу"
того или иного договора, но и пытаются непосредственно определить
экономическую логику, предшествующую его заключению. Как, например в
этом деле, по процентам по займам, выплаченным в условиях искусственного
создания "дефицита оборотных средств". Могу предположить, что в данном
случае "схема" просто лежала на поверхности, что и стало поводом для
такой бескомпромиссной позиции проверяющих, которых поддержал суд.
Материалы дела см. № А40-251161/2015.
Суть дела: По мнению ИФНС, сделки по предоставлению займов совершались налогоплательщиком с взаимозависимыми лицами с целью искусственного привлечения
денежных средств в виде займов и, соответственно, искусственного увеличения кредиторской задолженности, а сам дефицит оборотных денежных средств возник по причине специального, постоянного и согласованного предоставления отсрочек платежей в адрес покупателей продукции. Результатом получения указанных кредитов от иностранного аффилированного лица является систематический вывод денежных средств за рубеж в виде процентов.
Суть дела: По мнению ИФНС, сделки по предоставлению займов совершались налогоплательщиком с взаимозависимыми лицами с целью искусственного привлечения
денежных средств в виде займов и, соответственно, искусственного увеличения кредиторской задолженности, а сам дефицит оборотных денежных средств возник по причине специального, постоянного и согласованного предоставления отсрочек платежей в адрес покупателей продукции. Результатом получения указанных кредитов от иностранного аффилированного лица является систематический вывод денежных средств за рубеж в виде процентов.
Как указал суд, признавая позицию ИФНС обоснованной, налогоплательщик предоставлял отсрочку своим покупателям до 6 месяцев, не получая в
свою очередь отсрочку от своих аффилированных поставщиков и тем самым искусственно
создавал дефицит оборотных средств. Кроме того,
отсрочки по оплате для покупателей устанавливались не только в летний
или зимний период, а в течение всего года. Таким образом, понесенные
налогоплательщиком затраты в виде процентов по займам, в привлечении которых не
имелось разумной деловой цели, являются экономически необоснованными (ст.252 НК
РФ).
Судья ВС РФ поддержал позиция суда (Определение
ВС РФ от 09.08.2017 № 305-ЭС17-9969 по делу № А40-251161/2015).