Методическими рекомендациями от 21.07.2017 № 18-МР ЦБ
выпустил еще один свод правил об управлении банками риском легализации. В целом
речь идет о выявлении и пресечении операций, реальные цели которых – уклонение
от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод капитала из РФ, отмывание и
другие противозаконные цели.
При выявлении клиентов, операции которых отвечают признакам
транзитных, ЦБ рекомендует банкам обращать внимание на клиентов, которые
искусственно завышают размер уплачиваемых с банковских счетов налогов и других
обязательных платежей с 0,5% от дебетового оборота по счету в среднем до 0,9%
или немного выше. Цифра 0,5% взялась из более ранних рекомендаций ЦБ
(10-МР от 13.04.2016) – такой ориентир для выявления незначительной доли
уплачиваемых налогов (не сопоставимой с масштабом деятельности
клиента) действовал в течение последнего года, теперь, как видим, ЦБ играет на повышение, рекомендуя исходить из значения, приближенного к 0,9% от дебетового оборота либо незначительно превышающего эту цифру.
клиента) действовал в течение последнего года, теперь, как видим, ЦБ играет на повышение, рекомендуя исходить из значения, приближенного к 0,9% от дебетового оборота либо незначительно превышающего эту цифру.
При этом уплата налогов на уровне ниже обозначенного – не
единственный определяющий фактор для "автоматического" признания
факта совершения клиентом сомнительных операций. В рамках получения сведений о
деятельности клиента банк должен принимать во внимание особенности
налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных возможностей
клиента по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и
сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.
ЦБ также рекомендует банкам обращать внимание на следующие факторы:
·
со счета
не производятся выплаты зарплаты работникам клиента, а также связанные с ними
перечисления по НДФЛ и
взносам, либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности
сотрудников клиента и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм зарплаты
(налогооблагаемой базы);
·
со счета
уплачивается НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
·
денежные средства зачисляются на счет клиента от
контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и
практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по
объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг,
передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов,
реализации лома металлов). При этом при сходной хозяйственной деятельности иных
клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объем НДС, подлежащего
уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объему НДС, учтенному в
зачислениях по операциям, облагаемым НДС.
Наряду с вышеуказанными «налоговыми» рекомендациями, ЦБ рекомендует
банками более глубоко проводить анализ банковских операций клиентов для
выявления признаков «недобросовестности».