Похоже, что неприятности собственников и управленцев банкротных предприятий еще не закончились, а продолжаются.
На рассмотрение ГосДумы поступил инициированный Правительством РФ законопроект № 239932-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты РФ в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц».
На рассмотрение ГосДумы поступил инициированный Правительством РФ законопроект № 239932-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты РФ в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц».
В пояснительной записке к документу
указывается, что действующее законодательство предусматривает недостаточно
эффективные механизмы реабилитационных процедур, которые редко применяются на
практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников.
Это приводит к тому, что большинство дел о банкротстве возбуждается по
заявлениям кредиторов и тогда, когда исчерпаны все иные меры по взысканию
задолженности и имущество должника практически в полном объеме реализовано в
ходе исполнительного
производства. При этом сами должники не рассматривают процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем.
производства. При этом сами должники не рассматривают процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем.
Законопроект направлен на расширение
практики применения реабилитационных механизмов в отношении юрлиц и предусматривает
введение новой процедуры - реструктуризацию долгов. Для этого предусматривается
возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только
заявления о признании должника банкротом, как это предусмотрено Федеральным
законом «О несостоятельности
(банкротстве)», но и заявления о
введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам которого в отношении
должника не может быть введено конкурсное производство.
Если из представленного должником
отчета о финансовом состоянии очевидна невозможность восстановления его
платежеспособности, по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления о
признании его банкротом в отношении должника может быть открыто конкурсное
производство, минуя процедуру наблюдения. Такой подход, по убеждению Правительства,
позволит сократить сроки и издержки на проведение процедур, применяемых в деле
о банкротстве, и обеспечить более экономичную и быструю ликвидацию потенциально
неплатежеспособных должников.
Законопроектом регламентируется
проведение процедуры реструктуризации долгов. В частности, в течение 4-х
месяцев с даты введения процедуры реструктуризации должник обязан предложить
план реструктуризации долгов (план). Документом также предоставляется
конкурсным кредиторам или уполномоченным органам, антикризисному управляющему,
учредителю (участнику должника), представителю работников должника и третьим
лицам (в том числе органам государственной власти и местного самоуправления)
право предложить свой план в течение этого срока.
План разрабатывается для удовлетворения
требований кредиторов и восстановления платежеспособности должника. В нём могут
быть предусмотрены различные варианты управления должником в ходе процедуры
реструктуризации долгов, в том числе: сохранение полномочий по избранию и
прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника за
учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника –
унитарного предприятия с условием их обязательного предварительного
согласования с собранием или комитетом кредиторов; возложение полномочий
руководителя на антикризисного управляющего; переход полномочий по избранию и
прекращению полномочий руководителя и органов управления должника к собранию
или комитету кредиторов; образование двух единоличных исполнительных органов
должника, один из которых избирается учредителями (участниками) должника, а
другой - собранием кредиторов с распределением полномочий между ними в
соответствии с планом.
Предусмотрены специальные правила
для кредиторов, интересы которых не затрагиваются планом. При этом условия
удовлетворения требований кредиторов, являющихся заинтересованными лицами по
отношению к должнику, не могут быть лучше условий любых других конкурсных
кредиторов и уполномоченных органов, интересы которых затрагиваются планом, за
исключением кредиторов, одобривших соответствующий план. Условия плана для
конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против его
одобрения, за исключением лиц, заинтересованных по отношению к должнику, не
могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов,
голосовавших за его одобрение, кроме кредиторов, чьи требования обеспечены
залогом.
Кроме того, вводятся положения,
направленные на сохранение договоров аренды, имеющих значение для процедуры
реструктуризации долгов, а также касающиеся раскрытия информации, имеющей
существенное значение для кредиторов. Срок реализации плана реструктуризации
долгов не может превышать 4-х лет со дня утверждения его арбитражным судом.
Однако по решению собрания кредиторов этот срок может быть продлен, но не более
чем еще на 4 года. Предусмотрены также другие положения по обеспечению гибкой
вариативной реабилитационной процедуры реструктуризации долгов.
«Принятие проекта федерального
закона будет способствовать сокращению сроков и издержек на проведение
процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышению их эффективности и
увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов
должников, испытывающих временные трудности, но имеющих возможность
восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых для этого
правовых инструментов», - подчеркивается в пояснительной записке.
В случае принятия закона не
потребуется дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов
Федерации. Потребуется в течение 3-х месяцев со дня официального опубликования
внесение изменений в Налоговый кодекс, отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о
банкротстве юрлиц, а также изменение порядка 13-ти постановлений Правительства
и приказов профильных министерств и ведомств.
Более подробно см. здесь.