Неоднозначная позиция изложена ФНС РФ в Письме от 16.08.2017 № ЗН-3-17/5523@, в котором налоговое ведомство излагает свою точку зрения на статус валютных операций со средствами на счетах в банках,
расположенных за пределами РФ, по которым не представлены в налоговые органы
уведомления и/или отчеты.
Как указывает ФНС, обязанность уведомления налоговых органов об открытии (закрытии,
изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ,
а также обязанность представления отчетов о движении средств по таким счетам
(вкладам), установлена ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и
валютном контроле». Неисполнение установленных требований, а также осуществление
незаконных валютных операций влечет привлечение к административной
ответственности в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ.
ФНС обращает внимание, что валютные операции с использованием
средств на счетах (во вкладах) в банках, расположенных за пределами территории
РФ, по которым физическими лицами - резидентами в налоговые органы по месту их
учета не представлены уведомления и отчеты, будут являться незаконными
валютными операциями.
Комментарий от А.В. Брызгалина: Однако представляется, что ФНС выдает "желаемое за действительное" и смешивает два различных института.
Непредставление уведомления и/или отчета - это, действительно, нарушение, за которое штраф, всё верно.
Но сам факт непредставления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках не "превращает" в одночасье законные операции, совершенные по счету, в "незаконные".
Во-первых, это не следует из Закона, ведь законность или незаконность валютной операций может определяться только положениями Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Если Закон определяет операцию как законную, она не может расцениваться иначе только потому, что "по счету не представлен отчет". Закон не содержит положений о том, что операции по зарубежному счету, по которому в налоговый не было представлено уведомление/отчет, являются незаконными. Расширительное толкование законодательства недопустимо.
Во-вторых, а когда, с какого момента валютные операции вдруг "становятся незаконными"? Если отчет не представлен, то что, все операции по счету, совершенные в течение года становятся незаконными или это касается только валютных операций, совершенных после даты о предоставлении отчета?
Иными словами, ведь перед нами не сказка про Золушку, когда "запомни Золушка, ровно в полночь карета превратится в тыкву", поэтому для "превращения законного в незаконное" необходимо, что бы именно такие последствия для всей активности по счету были прямо закреплены в Законе. Ну, а одного только "по мнению ФНС" - этого явно "маловато будет".