25 октября
Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ будет рассмотрен вопрос о том,
вправе ли ФНС РФ в порядке контроля за нижестоящими налоговыми органами
отметить положительное для налогоплательщика решение УФНС (дело №
А40-101850/2016).
Фабула дела: решениями налогового органа налогоплательщику
отказано в возмещении НДС, налогоплательщику доначислен НДС, начислены пени и
штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ. Решением УФНС решения нижестоящей инспекции
отменены. ФНС РФ в порядке контроля приняла решение «Об отмене решения на
основании п. 3 ст. 31 НК РФ», которым отменено решение УФНС, как не
соответствующее положениям действующего законодательства. Налогоплательщик
обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения ФНС
недействительным, ссылаясь на нарушение порядка и процедуры его принятия.
Арбитражные суды, отказывая налогоплательщику в удовлетворении
требований, исходили из того, что вышестоящий налоговый орган вправе
осуществлять контроль за нижестоящими
налоговыми органами не только в рамках
проведения контрольных налоговых мероприятий, предусмотренных налоговым
законодательством (в виде выездных (повторных выездных) налоговых проверок,
когда проверке подвергается как налогоплательщик, так и полнота мероприятий
налогового контроля, осуществленных налоговым органом), но и в порядке подчиненности
в рамках контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов (когда оценивается
только законность решения налогового органа без участия налогоплательщика). Также
суды поддержали позицию налогового органа о неограниченности сроков проверки и
о возможности отмены ФНС РФ решения УФНС в отсутствие соблюдения
предусмотренных налоговым законодательством процедур и без предоставления налогоплательщику
возможности защитить свои права и выразить позицию по вопросам, возникшим у
вышестоящего налогового органа.
Налогоплательщик обратился с кассационной жалобой в ВС РФ, указав,
что порядок отмены вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего
налогового органа без жалобы налогоплательщика налоговым законодательством не
регламентирован. Кроме того, судам следовало по аналогии применить нормы об ограниченности
сроков проверочных мероприятий и правах налогоплательщика на предоставление
пояснений (возражений) по вопросам, возникшим у вышестоящего налогового органа
при проверке решения нижестоящего налогового органа.
Судья ВС РФ Антонова М.К. сочла, что доводы налогоплательщика
заслуживают внимания и Определением ВС РФ от 29.09.2017 № 305-КГ17-5672 дело
было передано для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ, которое
состоится 25 октября 2017 г.
По результатам рассмотрения спора нами будет оперативно размещена
соответствующая информация.