25 октября
Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том,
вправе ли ФНС РФ в порядке контроля за нижестоящими налоговыми органами
отметить положительное для налогоплательщика решение УФНС. Дело рассмотрено в
пользу налогового органа (Определение ВС РФ от 31.10.2017 № 305-КГ17-5672
по делу №
А40-101850/2016).
Фабула дела: решениями налогового органа налогоплательщику
отказано в возмещении НДС, налогоплательщику доначислен НДС, начислены пени и
штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ. Решением УФНС решения нижестоящей инспекции
отменены. ФНС РФ в порядке контроля приняла решение «Об отмене решения на
основании п. 3 ст. 31 НК РФ», которым отменено решение УФНС, как не соответствующее
положениям действующего законодательства. Налогоплательщик обратился в
арбитражный суд с заявлением о признании решения ФНС недействительным, ссылаясь
на нарушение порядка и процедуры его принятия.
Арбитражные суды,
отказывая налогоплательщику в удовлетворении требований, исходили из того, что
вышестоящий налоговый орган вправе осуществлять контроль за нижестоящими
налоговыми органами не только в рамках проведения контрольных налоговых
мероприятий, предусмотренных налоговым законодательством (в виде выездных (повторных
выездных)
налоговых проверок, когда проверке подвергается как налогоплательщик, так и полнота мероприятий налогового контроля, осуществленных налоговым органом), но и в порядке подчиненности в рамках контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов (когда оценивается только законность решения налогового органа без участия налогоплательщика). Также суды поддержали позицию налогового органа о неограниченности сроков проверки и о возможности отмены ФНС РФ решения УФНС в отсутствие соблюдения предусмотренных налоговым законодательством процедур и без предоставления налогоплательщику возможности защитить свои права и выразить позицию по вопросам, возникшим у вышестоящего налогового органа.
налоговых проверок, когда проверке подвергается как налогоплательщик, так и полнота мероприятий налогового контроля, осуществленных налоговым органом), но и в порядке подчиненности в рамках контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов (когда оценивается только законность решения налогового органа без участия налогоплательщика). Также суды поддержали позицию налогового органа о неограниченности сроков проверки и о возможности отмены ФНС РФ решения УФНС в отсутствие соблюдения предусмотренных налоговым законодательством процедур и без предоставления налогоплательщику возможности защитить свои права и выразить позицию по вопросам, возникшим у вышестоящего налогового органа.
СКЭС ВС РФ оставила
решения нижестоящих судов без изменения, отказав в удовлетворении кассационной
жалобы налогоплательщика. Экономколлегия указала, что исходя из актов
Конституционного Суда РФ (в т.ч. определение от 22.04.2010 № 595-О-О,
постановление от 24.03.2017 № 9-П), не исключается возможность отмены
вышестоящим налоговым органом такого решения нижестоящего налогового органа,
которым налогоплательщику были предоставлены определенные льготы (преимущества,
вычеты), в том числе решения о возмещении НДС, в случае, когда оно было принято
в нарушение требований законодательства о налогах и сборах. В данном случае
предусматривается право государства (вышестоящего налогового органа),
выявившего ошибку в определении налоговой обязанности, исправить ее по
собственной инициативе, и такое регулирование согласуется со ст. 57 Конституции
РФ, из содержания которой усматривается, что определение размера налоговой
обязанности не является предметом усмотрения налогоплательщиков и налоговых
органов, налоги должны уплачиваться в законно установленном размере.
Применительно к вопросу о сроках на реализацию вышестоящим
налоговым органом рассматриваемых полномочий, очевидно, что они не могут быть
не ограниченными во времени. Исходя из разъяснений Конституционного Суда РФ (в
том числе постановления от 24.06.2009 № 11-П и от 20.07.2011 № 20-П), положений
ст. 89, подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ вышестоящий налоговый орган вправе
реализовать полномочия, установленные п. 3 ст. 31 НК РФ в пределах срока,
предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно в
пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового
периода.