На общественное обсуждение вынесен проект нового профстандарта
для бухгалтеров.
Главная новация относительно действующего стандарта – выделение трех дополнительных
обобщенных трудовых функций.
Это:
1) составление и представление бухгалтерской
(финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные
подразделения;
2)
составление и представление консолидированной
финансовой отчетности;
3)
оказание экономическим субъектам услуг по
ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой)
отчетности.
Должностей, на которых можно реализовать обобщенную трудовую
функцию – составление и
представление финансовой отчетности экономического субъекта – по
новому стандарту будет две:
главбух и
«начальник (руководитель, директор)
отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета» (сейчас только
главбух).
Требования к опыту работы будут изложены гораздо проще, чем сейчас
– это будет не менее пяти лет работы в бухгалтерско-финансовой сфере. Зато
более обширно будут изложены особые условия допуска для работы в ОАО (кстати, в
проекте почему-то упомянуты ОАО, а не ПАО), организациях финсектора и других общественно-значимых
субъектах.
Кроме того, вводится новое общее требование – дополнительное
профобразование по программам повышения квалификации не реже одного раза в три
года.
Из трудовых функций «обычного» главбуха убрано составление
консолидированной отчетности.
Если в обязанности главбуха входит следующая трудовая функция –
«внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской
(финансовой) отчетности», то
согласно проекту такой сотрудник должен будет,
среди прочего, выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной
заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
выявлять коррупционные риски и определять пути их минимизации; разрабатывать
антикоррупционную политику организации и внедрять меры по предотвращению
коррупции. В нынешнем стандрате такого нет.
Следующая новая обобщенная функция – составление и представление консолидированной финансовой отчетности.
Возможные наименования должностей - главбух, начальник (руководитель, директор)
отдела (управления, службы, департамента) бухучета, начальник (руководитель,
директор) управления, (службы, департамента) консолидированной финансовой
отчетности. Также будет требоваться высшее образование на уровне магистратуры
или специалитета, или дополнительное профобразование (переподготовка). Кроме
того, рекомендуется повышение квалификации не реже одного раза в три года.
Требования к опыту работы будут зависеть от специфики образования.
И, наконец, оказание
экономическим субъектам услуг по ведению бухучета, включая составление
бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такую функцию смогут выполнять лица, чьи
должности называются: директор по операционному управлению; директор по
бухгалтерскому аутсорсингу; коммерческий директор; директор по развитию
бизнеса.
Требования к образованию и опыту работы примерно такие же, как и
для предыдущей обобщенной трудовой функции, но без рекомендаций относительно
регулярного повышения квалификации.
Соблюдение профстандартов обязательно не для всех организаций, а только
для тех, в которых требования к соответствующей работе прописаны
законодательно.