Счетная палата провела опросы и проверку администрирования
имущественных налогов в 2014-2015 гг. По результатам анализа ведомство направило пять блоков предложений
общего характера, как повысить собираемость имущественных налогов в стране. Эти
предложения переданы в Правительство, ФНС, Росреестр, а также в Совет Федерации
и ГосДуму.
Первый блок касается кадастрового учета недвижимости и регистрации
права собственности на него.
Так, до сих пор в законе не прописан срок, в течение которого
физлицо, покупающее, наследующее или получившее через договор дарения
недвижимость, обязано зарегистрировать право на владение. Аудиторы
подчеркивают, что без точных сроков база данных Росреестра по факту оказывается
неполной на момент, когда налоговым органам пора начислять имущественный налог.
Его нельзя начислить и на недвижимость, право на которую возникло у
собственника до 31 января 1998
г. и в отношении
которой не проводили кадастровый учет. Кроме того, в законодательстве не
прописаны четкие определения таких терминов, как «гараж», «сарай»,
«индивидуальный жилой дом» и прочие, чем злоупотребляют владельцы при
постановке объектов на учет.
Среди предложений Счетной палаты - установление срока, в течение
которого владелец недвижимости обязан пройти регистрацию прав; обязательный
кадастровый учет объектов, права на которые возникли до 31 января 1998 г.; закрепление
определений всех терминов и ускорение проведения кадастровых работ для
уточнения границ земельных участков.
Второй блок касается возможности напрямую зачислять переплату по
федеральным налогам в счет региональных и местных, чего сейчас сделать нельзя.
Третий блок - о налогообложении лодок. Из-за разночтений в НК РФ и
Кодексе внутреннего водного транспорта из-под надзора выпадают лодки с
двигателем мощностью от пяти до 10,88 лошадиной силы. Счетная палата предлагает
унифицировать статьи кодексов, ввести регистрацию таких лодок, а также
беспилотников массой до 30
килограммов (квадрокоптеры) и пилотируемых сверхлегких
самолетов до 115
килограммов.
Четвертый блок предложений касается налогообложения техники
крестьянских (фермерских) хозяйств. Сейчас им дают льготу по транспортному
налогу, но отсутствуют ограничения по количеству, мощности и виду использования
автомобилей, на которые эта льгота распространяется. Это приводит к тому, что
на одного фермера оформляют до восьми автомобилей с мощностью двигателей более
250 лошадиных сил. Аудиторы считают, что нужно исключить предоставление льготы,
если автомобиль входит в перечень минпромторга со средней стоимостью от трех
миллионов рублей.
Наконец, пятый блок - это предложение увеличить минимальный срок
направления налогового уведомления с 30 дней до 90. Это необходимо, чтобы
физлица, у которых нет возможности за месяц найти средства для уплаты налога,
получили небольшую отсрочку.
Более подробно см. здесь.