Второй обзор из серии «ТОП-10/2017
«НАЛОГИ И ПРАВО» мы посвящаем перечислению и краткому анализу самых важных
федеральных законов о налогах, принятых в 2017 году.
Обзор № 1 «ТОП-10/2017. Самые
значимые события 2017 в сфере налогообложения и налоговой политики» читайте
здесь.
Общие положения
1. Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в
часть первую НК РФ»
2. Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в
части первую и вторую НК РФ»
3. Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные
законодательные акты РФ»
4. Федеральный закон от 29.07.2017 № 250-ФЗ «О внесении изменений в
УК РФ и УПК РФ в связи с совершенствованием правового регулирования отношений,
связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»
5. Федеральный закон от 27.11.2017 № 350-ФЗ «О внесении изменений в
главу 21 части второй НК РФ»
6. Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ «О внесении изменений в
часть первую НК РФ в связи с реализацией международного автоматического обмена
информацией и документацией по международным группам компаний»
7. Федеральный закон от 27.11.2017 № 341-ФЗ «О внесении изменений в
ст.88 части первой и главу 21 НК РФ»
8. Федеральный закон от 03.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в
часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»
9. Федеральный закон от 14.11.2017 № 322-ФЗ «О внесении изменений в ст.
ст. 78 и 79 части первой НК РФ»
10. Федеральный закон от 14.11.2017 № 323-ФЗ «О внесении изменений в
часть первую НК РФ»
Общие положения
Стало уже привычным и естественным, что федеральный законодатель
каждый год принимает большое количество законов. 2017 год исключением не стал.
Особенно много было принято законов бюджетно-фискально-налоговой тематики.
Таких законов было даже не то что очень много, но все они были разными: объемные
и краткие, содержательные и редакционные, в пользу как налогоплательщика, так и
налогового органа… Но пока речь не о качестве, а о количестве.
Если посмотреть статистику работы Госдумы за 2017 год на ее
официальном сайте, то получается, что высшим законодательным органом РФ было
рассмотрено, так или иначе, 1624
законопроекта (при 1210 внесенных), из них 446
законов было подписано Президентом РФ (см. здесь).
Однако судя по данным, содержащимся в базе данных «Консультант Плюс»,
в 2017 году федеральным законодателем было принято в общей сложности 468 федеральных законов. Из них по
тематике «Налоги и сборы» – 48, по тематике «Бухгалтерский учет и отчетность» –
5. Слова «налог» и «налоги» содержались (в разном контексте) в 98 законодательных
актах.
Понятно, что слово «налог», которое, трижды встречается, например, в
Федеральном
законе от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и
огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные
законодательные акты РФ», не делает этот закон «актом законодательства
о налогах и сборах».
Тем не менее, по моим прикидкам, порядка 53 федеральных законов, так или иначе, затрагивали сферу налогов и
иных обязательных платежей (у вас может быть другая статистика, но предположу,
что мы несильно разойдемся по цифрам).
Вот, например, в моем списке «ТОП-10/2017.
Важнейшие законы о налогах 2017 года» на четвертом месте стоит Федеральный закон
29.07.2017 № 250-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ в связи с
совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой
страх/взносов в государственные внебюджетные фонды», который не является
актом законодательства о налогах и сборах, а является актом уголовного
законодательства. Однако кто скажет, что к фискальному праву этот закон не
имеет отношения?
Мне представляется, что способов подсчета количества законов может
быть много, и у разных специалистов такая методика может быть своя. Я же предлагаю
свою
методику, только и всего.
Иными словами, по подсчетам с использованием моей методики законов
про налоги и сборы у меня получилось порядка 53, десять из них вошли в мой перечень «ТОП-10/2017» в номинации
«налоговые законы».
Вывод: из 468 законов 2017 года 53, так или иначе,
касались налогов и прочего фиска. Пусть будет так, да не судите меня строго
(«плюс» или «минус» 1-2 закона в ту или иную сторону считать не будем, т.к. для
целей нашего анализа это уже не принципиально).
Для сравнения по годам привожу таблицу из своих лекций.
Однако, говоря о налогах ушедшего 2017 года, сразу отметим, что выстроить именно рейтинг этих законов по важности или значительности очень и очень трудно, если не сказать, что вообще невозможно. Конечно, можно взять такой критерий как общезначимость, т.е. показатель того, на какое количество налогоплательщиков и других лиц этот закон распространяется… Однако понятно, что этот критерий очень относителен, т.к. количество охваченных вообще показатель неоднозначный, тем более что математически точно подсчитать его невозможно.
Однако, говоря о налогах ушедшего 2017 года, сразу отметим, что выстроить именно рейтинг этих законов по важности или значительности очень и очень трудно, если не сказать, что вообще невозможно. Конечно, можно взять такой критерий как общезначимость, т.е. показатель того, на какое количество налогоплательщиков и других лиц этот закон распространяется… Однако понятно, что этот критерий очень относителен, т.к. количество охваченных вообще показатель неоднозначный, тем более что математически точно подсчитать его невозможно.
Поэтому, когда речь идет о законах о налогах, представляется, что
лучше составить не рейтинг,
а именно рэнкинг,
т.е. некий определенный список или перечень. Однако по первым местам расставить
те или иные законы мы все-таки попробуем, а там как получится.
Интересно отметить, что самые первые законы 2017 года были не столь
принципиальны. Так, первый налоговый закон касался особенностей обложения НДС с
1 июля 2017 года медицинских изделий (Федеральный
закон от 07.03.2017 № 25-ФЗ).
Все эти законы, хотя и первые и, конечно же, важные, тем не менее в
мой рэнкинг не вошли. А вот в первую тройку лидеров я поставил именно важные и
объемные законы.
1. Федеральный закон от
18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ»
Суть: о введении
института недобросовестности в налоговой сфере и запрета на злоупотребления
правом в налоговых отношениях.
Текст
закона можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Без сомнения, это наиважнейший федеральный закон о налогах, принятый
федеральным законодателем в ушедшем 2017 году. Этот закон мы, кстати, поставили
на второе место в «ТОП-10/2017. Самые
значимые события 2017 в сфере налогообложения и налоговой политики».
Ведь впервые в российском законодательстве о налогах и
сборах появилась нормы об институте добросовестности и о введении запрета на злоупотребление
правами в сфере налоговых отношений.
Отмечу, что первые попытки ввести институт «налоговой добросовестности»
в российское налоговое право имели место еще в 2004 году, когда власти объявили
конкурс среди профессиональных и научных структур о разработке соответствующих
поправок в НК РФ. Подобный шаг был обусловлен «делом ЮКОСа» и необходимостью
для государства получения реальных законодательных инструментов борьбы с
агрессивной налоговой оптимизацией.
Также необходимо отметить, что нормативные положения о «налоговой
недобросовестности» присутствуют в налоговом законодательстве практически всех развитых
стран мира, причем это законодательство имеет огромный опыт его применения, а
первые наработки в этом направлении появлялись в этих странах еще в начале XX века.
Россия же дошла до нормативного закрепления этого института только сейчас.
Не буду повторяться, что я писал в предыдущем обзоре об этом
законе (см. здесь),
отмечу только, что положения ст. 54.1 НК РФ требуют своего отдельного
рассмотрения и осмысления, чем, без сомнения, мы займемся в самое ближайшее
время.
2. Федеральный закон от
27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ»
Суть: комплексный
законопроект по большому количеству вопросов налогообложения.
Текст закона можно
посмотреть ЗДЕСЬ.
Могу сказать, что это центральный федеральный закон о
налогах, который вобрал в себя все наработки Правительства о современной
налоговой политике. Многое, о чем говорилось на протяжении 2016 и 2017 годов,
было включено в этот проект и рассмотрено депутатами Госдумы под занавес
ушедшего года.
Так, по перечню:
·
для плательщиков ЕСХН была установлена
обязанность по уплате НДС с возможностью использования права
на освобождение от его уплаты;
·
из числа операций, освобожденных
от НДС, были исключены операции по продаже лома и отходов черных
и цветных металлов. Обязанность по исчислению НДС при продаже лома черных
и цветных металлов, а также сырых шкур животных и вторичного
алюминия возложена на покупателей, которые стали налоговыми агентами;
·
с 1
января 2018 года были увеличены ставки акцизов не некоторые виды товаров и
продукции;
·
для
иностранных организаций, реализующих электронные услуги российским организациям
и ИП, была установлена обязанность по самостоятельной уплате НДС;
·
установлен
новый порядок исчисления НДС при освежении товаров из мобилизационного резерва;
·
по
налогу на прибыль введена новая налоговая льгота, которая получила наименование
«инвестиционный налоговый вычет»;
·
субъектам
РФ было предоставлено право определять, что по налогу на имущество
физических лиц исходя из кадастровой стоимости пени начисляются: за 2015 –
начиная с 1 мая 2017, за 2016 – начиная с 1 июля 2018, за 2017 – начиная с 1
июля 2019 (п.4.1 ст.75 НК РФ);
·
с 1 января 2018 года на федеральном уровне была
отменена налоговая льгота по налогу на движимое имущество, которая была
предусмотрена с 2013 года (ст. 381.1 НК РФ). Эта льгота сохранялась в регионах
в случае и на условиях, которые определял для себя сам субъект РФ;
·
в связи с введением института «инвестиционный
налоговый вычет» налоговые органы получили право в рамках КНП истребовать
пояснения (в течение 5 дней), касающиеся его применения.
Это перечень только самых главных поправок в часть первую и
вторую НК РФ, которые делаются властями традиционно перед окончанием каждого
финансового года, хотя полный список изменений, конечно же, намного больше.
3. Федеральный закон от
28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»
Суть: комплексный
законопроект по большому количеству вопросов налогообложения.
Текст закона можно
посмотреть ЗДЕСЬ.
Этот закон, подписанный Президентом РФ практически перед самым новым
2018 годом, стал законом, который воплотил его (Президента) самые первые
налоговые предвыборные обещания.
Напомню, что 14 декабря во время
пресс-конференции Президент РФ В.В. Путин заявил о разработке и скорой
реализации нескольких налоговых нововведений, которые должны были
упорядочить и разрешить некоторые вопросы налогообложения граждан и
предпринимательства.
Так, Президент объявил о необходимости введения льгот по земельному
налогу для пенсионеров, о проведении масштабной налоговой амнистии и о
проблемах кадастровой оценки для целей налогообложения.
Однако в текст нового закона было внесено только несколько инициатив
Президента РФ.
Кроме того, все нововведения, обещанные Президентом РФ, были
включены в проект закона, который еще 6 декабря был одобрен Госдумой
(законопроект № 300200-7), и
касался этот законопроект положений об особенностях регулирования налогообложения
контролируемых иностранных компаний (КИК).
В конечном итоге подписанный Президентом РФ федеральный закон
касался:
·
уточнения налогообложения прибыли (и убытков) от
деятельности КИК и ее ликвидации;
·
проведения массового списания задолженности физических
лиц и ИП по налогам (на 01.01.2015) и страховым взносам (на 01.01.2017);
·
освобождения пенсионеров от уплаты земельного налога
по земельным участкам в 6 соток.
4. Федеральный закон от
29.07.2017 № 250-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ в связи с
совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых
взносов в государственные внебюджетные фонды»
Суть: о введении
уголовной ответственности за неуплату страховых взносов.
Текст
закона можно посмотреть ЗДЕСЬ.
С 2010 года, т.е. с момента, когда был отменен единый социальный
налог (ЕСН) (Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ),
правонарушения со страховыми взносами фактически были декриминализированы и
выведены из сферы уголовного преследования.
Однако начиная с 2013 года о необходимости введения уголовной ответственности
за неуплату страховых взносов стали говорить некоторые депутаты и чиновники, причем
главным основанием для такого введения являлся довод, что «такая
ответственность должна быть».
И вот, 11 ноября 2015 года Правительством РФ в Госдуму был внесен
законопроект № 927133-6,
который 19 февраля 2016 года был принят в первом чтении.
Окончательно закон был принят 29 июля 2017 года.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 в ст.198,
199, 199.1, 199.2 УК РФ внесены изменения, которые криминализируют уклонение от
уплаты страховых взносов физическими и юридическими лицами.
Кроме того, в УК РФ были введены ст.199.3 и ст.199.4 за уклонение от
уплаты физическими и юридическими лицами страховых взносов на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний в государственный внебюджетный фонд/
Максимальные уголовное наказание по этим статьям для физических лиц –
лишение свободы до 1 года (ст. 199.3 УК РФ), для юридических лиц – до 3 лет
(ст. 199.4 УК РФ).
5. Федеральный закон от
27.11.2017 № 350-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ»
Суть: о
предоставлении экспортерам права на отказ от применения нулевой ставки НДС.
Текст закона можно
посмотреть ЗДЕСЬ.
Поправками в НК РФ плательщикам НДС было предоставлено право
не применять ставку НДС в размере 0 % при экспорте товаров,
а также при выполнении работ (оказании услуг), связанных с перевозкой
(транспортировкой) экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, на основании
заявления, представляемого налогоплательщиком в налоговый орган.
Кроме того, законом был установлен соответствующий перечень
документов, подтверждающих обоснованность применения ставки НДС в размере
0% при осуществлении операций по реализации на экспорт товаров,
пересылаемых в международных почтовых отправлениях иностранным лицам.
Более подробно об этом законе вы можете прочитать в Обзоре № 7
«ТОП-10/2017. Важнейшие изменения по основным корпоративным налогам, принятые в
2017 году (НДС, налог на прибыль, имущественные налоги).
6. Федеральный закон от
27.11.2017 № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ в связи с
реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией
по международным группам компаний»
Суть:
комплексный закон, который внес в первую часть НК РФ новый раздел VII.1. – «Выполнение международных договоров
РФ по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым
делам».
Текст
закона можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Федеральный закон направлен на реализацию вступившей
в силу с 01.07.2015 Конвенции о взаимной административной помощи
по налоговым делам. В связи с этим в НК РФ были внесены изменения,
определяющие порядок взаимодействия налоговых органов РФ с компетентными
органами иностранных государств при проведении налогового мониторинга
и совместных налоговых проверок, а также порядок обеспечения сбора
информации, необходимой для выполнения условий подписанных ФНС РФ многосторонних
соглашений компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами
и финансовой информацией.
Можно сказать, что фактически с 2018 года в российском
налоговом законодательстве появился новый самостоятельный и автономный институт
«международное налогообложение», который регулирует огромное количество
налоговых правоотношений, возникающих в сфере взаимодействия российских и иностранных
налоговых органов, а также администрирования и контроля деятельности
международных групп компаний.
7. Федеральный закон от
27.11.2017 № 341-ФЗ «О внесении изменений в ст.88 части первой и главу 21 НК РФ»
Суть: о введении в
РФ системы taxfree.
Текст
закона можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Федеральным законом определяется
механизм компенсации физическим лицам – гражданам иностранных государств
сумм НДС, уплаченного ими при приобретении товаров на территории РФ,
в случае вывоза таких товаров за пределы территории Евразийского
экономического союза.
Закон примечателен тем, что впервые в России введена система
возврата косвенных налогов тем иностранцам, которые совершают покупки в нашей
стране и вывозят те или иные товары за рубеж. Кроме того, закон явно рассчитан
на предстоящий чемпионат мира по
футболу 2018 года, который впервые пройдет в нашей стране.
8. Федеральный закон от
03.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные
законодательные акты РФ»
Суть: о новом
порядке подтверждения налоговых льгот по имущественным налогам для физических
лиц.
Текст
закона можно посмотреть ЗДЕСЬ.
В соответствии с законом с 1 января 2018 года существенно изменен
порядок подтверждения налоговых льгот по налогу на имущество, транспортному
налогу и земельному налогу для тех физических лиц, которые на эти льготы
претендуют.
Во-первых, установлено, что налогоплательщик, претендующий на льготу,
обязан подавать в налоговый орган заявление по установленной форме. Федеральный
закон был принят 30 сентября 2017 года, а уже 14 ноября Приказом ФНС РФ № ММВ-7-21/897@ была утверждена
форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения. Напомню,
что ранее форма заявления на льготу была рекомендуемой (см. Письмо ФНС РФ от
16.11.2015 № БС-4-11/19976@ (бумажная форма); Приказ ФНС РФ от 10.11.2016 №
ММВ-7-6/609@ (электронный формат)).
Во-вторых, новый порядок подтверждения льгот меняет алгоритм этого
подтверждения. Так, предусматривается, что физическое лицо только вправе, но не
обязано, предоставлять в налоговые органы документы, обосновывающие налоговые
льготы. В то же время налоговый орган самостоятельно устанавливает ее обоснованность,
делая запросы соответствующим лицам. Эти лица должны дать ответ или отказать в
ответе в течение 7 дней. И вот
только при этом отказе, когда налоговый орган фактически не может
самостоятельно найти для льготы подтверждения, он в течение 3 дней информирует
об этом налогоплательщика и просит его обосновать свое право.
9. Федеральный закон от
14.11.2017 № 322-ФЗ «О внесении изменений в ст. ст. 78 и 79 части первой НК РФ»
Суть: об
изменении порядка на возврат переплаченных и перевзысканных налогов.
Текст
закона можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Федеральный закон дополняется ст. 78 НК РФ пунктом 17, в
соответствии с которым порядок возврата переплаченного налога распространяется
и на возврат сумм ранее удержанного налога на прибыль, подлежащих возврату
иностранной организации. Решение о возврате ранее удержанного, переплаченного
налога принимается налоговым органом по месту учета налогового агента в течение
6 месяцев со дня получения от иностранной организации заявления и документов по
п. 2 ст. 312 НК РФ.
Кроме того, пункт 3 ст. 79 НК РФ изложен в новой редакции.
Так, в соответствии со старой редакцией этого пункта заявление о
возврате излишне взысканного налога могло быть подано в налоговый орган в
течение 1 месяца с момента, когда налогоплательщик узнал о праве на возврат (вступление
в силу решения суда).
В соответствии с новой редакцией п.3 ст. 79 НК РФ налогоплательщик
может подать в налоговый орган заявление в течение 3 лет с момента, когда он
узнал об этом праве.
Закон вступил в силу с 14 декабря 2017 года.
Очевидно, что вместо положений, предоставляющих налогоплательщику право
подать заявление о возврате налога в суд в течение 3-летнего срока и общего
срока исковой давности, законопроектом предлагается увеличить срок на подачу
налогоплательщиком заявления о возврате суммы излишне взысканного налога с
одного месяца до 3-х лет.
Данные изменения направлены на упрощение процедуры возврата сумм
излишне взысканного налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов,
сокращение количества судебных споров, а также позволяют распространить досудебную
процедуру обжалования на отказ в возврате излишне взысканных сумм налогов.
10. Федеральный закон от
14.11.2017 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ»
Суть: о
введении института отсрочки по уплате недоимки, доначисленной по результатам
налоговой проверки.
Текст
закона можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Немного истории: почти 10 лет назад Федеральным
законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ в НК РФ была внесена специальная ст. 64.1, в
соответствии с которой при возникновении у организации недоимки в размере более
10 млрд. руб. и при возникновении ситуации, когда ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных
социально-экономических последствий, министр финансов РФ мог предоставлять
отсрочку (рассрочку) по федеральным налогам.
Это был один из антикризисных законопроектов, которые в срочном
порядке были разработаны Правительством после октябрьского кризиса 2008 года.
Однако насколько известно, своими полномочиями по ст. 64.1 НК РФ
министр финансов ни разу не воспользовался, поэтому Федеральным
законом от 08.03.2015 № 49-ФЗ ст. 64.1 НК РФ была признана утративший силу.
Трудно предположить, в связи с чем после отмены ст. 64.1 НК РФ вновь
понадобилась инициатива с нормой о послепроверочном изменении сроков на уплату
налогов, однако, по мнению автора проекта, председателя Комитета госдумы по
бюджету и налогам А.М. Макарова, целью законопроекта является совершенствование
института изменения срока уплаты налога путем введения нового основания для
предоставления рассрочки по уплате налогов, начисленных по результатам
контрольных мероприятий.
Так, п. 2 ст.64 НК
РФ дополнен подп. 7, в котором указано новое основание для изменения сроков по
уплате недоимки (пени, штрафа) – невозможность единовременной уплаты сумм налогов,
сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную
систему РФ по результатам налоговой проверки.
Иными
словами, законодатель предусмотрел особый вид рассрочки по уплате бюджетной
задолженности, выявленной по результатам налогового контроля, выездной или
камеральной налоговых проверок.
Срок
рассрочки составляет от 1 года до 3 лет (п.1 ст.64 НК РФ).
Новое основание для изменения срока уплаты недоимки (только
рассрочка (п.3 ст.61 НК РФ)): «Невозможность единовременно уплатить недоимку
(пени, штрафы) по результатам налоговой проверки до истечения срока уплаты,
указанного в требовании…»
Ст. 64 НК РФ дополнена новым п. 5.1 НК РФ, раскрывающем содержание
этого основания «невозможность
единовременной уплаты»: если сумма поступлений денежных средств на счета налогоплательщика
в трехмесячный период, предшествующий подаче заявления, меньше суммы краткосрочных
обязательств, уменьшенной на величину доходов будущих периодов исходя из
бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
При этом в п. 5.1 ст. 64 НК
РФ есть перечень дополнительных условий для доступа к рассрочке:
• если есть
возможность уплатить налог в течение срока рассрочки;
• недоимка
(+санкции) не более 70 %: и не менее 30 % по отношению к выручке от реализации
за год, предшествующий году вступления в силу решения по налоговой проверке;
• со дня создания
налогоплательщика (юр.лицо, ИП) и до подачи заявления о рассрочке прошло не
менее одного года;
• в отношении
претендента не возбуждено производство о банкротстве;
• организация не
находится в процессе реорганизации (ликвидации);
• решение налогового
органа не обжалуется ни в административном, ни в судебном порядке на момент
подачи заявления (если решение по проверке обжалуется, решение о рассрочке
отменяется)[1].
Также ст. 64 НК РФ дополнена новым абзацем в п. 5.3, согласно
которому при обращении с заявлением о рассрочке в налоговый орган налогоплательщиком
предоставляется банковская гарантия, оформленная по правилам ст.74.1 НК РФ.
Новые поправки в НК РФ вступают в силу с момента опубликования, т.е.
с 14.11.2017 года (ст.3 Федерального закона от 14.11.2017 № 323-ФЗ).
Завершая описание содержания предпоследнего закона моего списка, я оптимистично
выражаю надежду на то, что этим законом воспользуется минимальное число
налогоплательщиков.
(продолжение следует)
[1] Данное положение
представляется самым неоднозначным и одиозным, т.к. до этого момента в
российском законодательстве не было таких дискриминиационных положений для тех
налогоплательщиков, которые намерены защитить свои интересы. Уверен, что
рассрочку нельзя предоставлять в обмен на «согласие», т.к. очень уж неравные
условия у договаривающихся сторон. В перспективе данное положение, как мне
кажется, должно стать предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, который и
даст конституционно-правовую оценку появлению в налоговом законодательстве
положений о «сделке по поводу прав о защите».