Страницы

среда, 31 января 2018 г.

Минфин готовит проект о налогообложении криптовалют

Минфин активно работает над законопроектом, который призван регулировать взимание налогов при операциях с криптовалютами, - заявил замминистра финансов Илья Трунин.
Более того, оказывается, Проект Федерального закона о криптовалютах уже разработан и опубликован на официальном интернет-ресурсе финансового ведомства.
Согласно проекту, цифровой финансовый актив это имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. Права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен. Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории РФ.
Законопроект определяет понятийный аппарат, включающий, в числе прочего, такие понятие как «цифровая транзакция», «майнинг», «криптовалюта», «токен» и др.; регламентируются особенности выпуска токенов, обращения цифровых финансовых активов.
Однако, как сообщил Минфин, пока есть разногласия с Банком России по вопросу о возможности обмена криптовалют на рубли, иностранную валюту или имущество.
Более подробно см. здесь и здесь.

ФНС России уже подготовила обзор практики по применению ст. 54.1 НК РФ (хотя статья не действует и полугода)

Письмом ФНС РФ от 27.11.2017 № СА-4-7/23972@ в налоговые органы направлены решения судебных органов, в которых сделаны выводы о невозможности применения положений ст. 54.1 НК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений налоговых органов по налоговым проверкам, решения о назначении которых вынесены до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ, т.е. до 19 августа 2017 г.
Более подробно см. здесь.
Сразу же скажу, что с некоторыми выводами этого письма я не согласен и планирую в ближайшее время поспорить по поводу некоторых как аргументов так и позиций (причем не только с налоговой).

ФНС России подготовила очередной Обзор судебной практики за 4 кв. 2017 года

В обзоре приведены наиболее важные судебные решения, содержащие по мнению ФНС выводы, которые крайне важны для применения в практической деятельности.
Более подробно см. здесь.
Добавим также, что в 2017 году ФНС перешла на ежеквартальное издание обзоров судебной практики по налоговым спорам, хотя раньше такие обзоры выходили с полугодовой периодичностью:


ФНС планирует изменить формы отчетности по валютным счетам, открытым в зарубежных банках

С 1 января 2018 года вступил в силу ‎Федеральный закон от 28.12.2017 № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Новые поправки во многом были направлены на упрощение валютного регулирования и валютного контроля.
Так, законом уточняется определение понятия «резидент», устанавливаются требования к определению налоговых органов по месту учета резидента, предусматривается определение способа представления резидентом уведомления налогового органа об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, и о наличии счета в банке за пределами территории РФ, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось.
С целью реализации указанных изменений, ФНС России разработала и 16 января разместила

вторник, 30 января 2018 г.

Бюллетень финансово-правовых новостей № 004-2018 (23-30 января 2018 г.)



Рассылка для членов Налогового клуба состоялась 30 января 2018 года.
ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ НЕДЕЛИ
Минфину поручено проработать вопрос о включении неналоговых платежей в НК РФ
НАЛОГИ В ГОСДУМЕ
ГосДумой утвержден календарь рассмотрения налоговых проектов на февраль
ГосДумой в 1м чтении принят законопроект об освобождении от НДФЛ доходов спортсменов
ГосДумой отклонен законопроект о налогообложении садоводческих НКО
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ
СКЭС рассмотрела дело о налогообложении убытков, присужденных ИП по решению суда
ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ
Минфин готовит проект о налогообложении криптовалют
ФНС подготовила обзор судебной практики за 4 кв. 2017
ФНС подготовила обзор практики по применению ст. 54.1 НК РФ
Самозанятых предлагают освободить от НДФЛ еще на 2019 г.
По делам об оспаривании кадастр/стоимости проигравший будет оплачивать суд/расходы
ФНС рекомендованы формы документов, используемых при инвестиционном налог/вычете
Добытчиков редкоземов предлагают освободить от НДПИ
НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ
«Черных» офшоров становится все меньше
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
Минфин предлагает отменить репатриацию валютной выручки
ФНС меняет формы отчетности по валютным счетам, открытым в зарубежных банках
3 НОВОСТИ О НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 002/18: АНАЛИТИКА ОТ «НАЛОГИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
(2) ТОП-10/2017. Важнейшие законы о налогах 2017 года
Общие положения
1. Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ»
2. Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ»
3. Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»
4. Федеральный закон от 29.07.2017 № 250-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»
5. Федеральный закон от 27.11.2017 № 350-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ»
6. Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний»
7. Федеральный закон от 27.11.2017 № 341-ФЗ «О внесении изменений в ст.88 части первой и главу 21 НК РФ»
8. Федеральный закон от 03.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»
9. Федеральный закон от 14.11.2017 № 322-ФЗ «О внесении изменений в ст. ст. 78 и 79 части первой НК РФ»
10. Федеральный закон от 14.11.2017 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ»

Правительство поручило Минфину проработать вопрос о включении неналоговых платежей в НК РФ (+ миникомментарий)



22 декабря 2017 г. Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев провёл заседание Комиссии по контролю за реализацией предвыборной программы партии «Единая Россия». По его итогам министерствам были даны некоторые поручения (резолюция от 29.12.2017 г. № ДМ-П36-8831).

Так, Минфину РФ и Минэкономразвития РФ совместно с Экспертным советом при Правительстве РФ поручено представить в Правительство предложения о возможности включения неналоговых платежей в НК РФ.  Указанное поручение надлежит исполнить в срок до 28.02.2018 г.


 
Комментарий от А.В. Брызгалина: Напомню, что о необходимости разработки и представления Президенту РФ законопроекта о неналоговых платежах говорилось еще в «Антикризисном плане 2016 года» (Распоряжение Правительства от 01.03.2016), планировалось, что ко концу 2016 года такой закон будет сделан.
В 2017 история повторилась, так как 20 апреля на расширенном заседании коллегии Минфина РФ министр финансов А. Силуанов сообщил, что работа над проектом продолжается и в самое ближайшее время будет подготовлен некий кодекс неналоговых платежей, который и систематизирует правила их введения и сбора. К декабрю все ждали окончательного решения вопроса, тем более, что и проект закона был минфином подготовлен.
Что же получается?
А кроме того, план Правительства не просто не выполнен, но и не проработан даже на концептуальном уровне. Означает ли это что Правительство РФ приступает к работе «по новой»?

ГосДумой утвержден календарь рассмотрения налоговых проектов на февраль 2018 года

На пленарном заседании 26 января утвержден проект постановления Государственной Думы № 371290-7 «О календаре рассмотрения вопросов ГосДумой с 7 по 21 февраля 2018 г.», согласно которому в январе будут рассмотрены следующие законопроекты по внесению изменений в законодательные акты в сфере налогообложения и финансового права:

·       О проекте федерального закона 55887-7  «О внесении изменения в ст. 361.1 части второй НК РФ» (в части установления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков) (внесен 15.12.16, рассмотрен Советом ГосДумы 19.01.17, 19.09.17);

·       О проекте федерального закона 346805-7  «О внесении изменений в НК РФ в связи с совершенствованием налогового администрирования» (внесен 21.12.17, рассмотрен Советом ГосДумы 09.01.18);

·       О проекте федерального закона 327296-7  «О внесении изменений в ст. 741 НК РФ» (о банковских гарантиях, выдаваемых банками, в отношении которых утвержден план участия Банка РФ в осуществлении мер по предупреждению банкротства) (внесен 29.11.17, рассмотрен Советом ГосДумы 07.12.17, 21.12.17);

·       О проекте федерального закона 315060-7  «О внесении изменений в ст. 79 НК РФ и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию

СКЭС Верховного Суда РФ рассмотрела дело о налогообложении убытков, присужденных ИП по решению суда (№ А76-26431/2016)


24 января Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о налогообложении денежных средств, полученных ИП в счет возмещения причиненных убытков, необходимых для восстановления нарушенного права, а также сумм индексации присужденных денежных средств по решению суда. Дело направлено на новое рассмотрение в суд I инстанции (Определение ВС РФ от 24.01.2018 № 309-КГ17-13845 по делу № А76-26431/2016).

Фабула дела: Между ИП и ООО заключен договор инвестирования, по условиям которого ИП (инвестор) передала ООО денежные средства на строительство нежилого помещения. В связи с неисполнением ООО обязательств по договору по передаче в собственность нежилого помещения, ИП обратилась в суд с соответствующими требованиями. Решением суда в пользу ИП было взыскано неосновательное обогащение, убытки, а также индексация присужденных денежных сумм. Задолженность ООО перед ИП была частично погашена. По результатам налоговой проверки налоговый орган квалифицировал полученные ИП суммы убытков и индексации присужденных денежных средств в качестве упущенной выгоды, не являющейся компенсационной выплатой и доначислил НДФЛ, пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Арбитражный суд I инстанции, удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, исходил из того, что спорные денежные средства не являются доходом и не подлежат

Минфин предлагает отменить репатриацию валютной выручки

Минфин подготовил законопроект об отмене всех действующих в РФ валютных ограничений и обсуждает его с профильными ведомствами, сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев в рамках Гайдаровского форума. 
«У нас есть три принципиальных ограничения, которые сохранялись: первое — это репатриация выручки экспортеров, второе — это обязанность возврата авансов по импорту, и третье — это ограничения режима счетов для граждан»,— пояснил замминистра. 
По его словам, сам законопроект уже написан Минфином и согласовывается с ведомствами «с переменным успехом». «Я уверен, что добьемся в этом году в этой части успеха»,— указал Алексей Моисеев. При этом он уточнил, что Минэкономики занимает аналогичную позицию, ФТС и ФНС проект «поддерживают в известной степени», а ЦБ «пока занимает более осторожную позицию».
Более подробно см. здесь.

понедельник, 29 января 2018 г.

(2) ТОП-10/2017. Важнейшие законы о налогах 2017 года


Второй обзор из серии «ТОП-10/2017 «НАЛОГИ И ПРАВО» мы посвящаем перечислению и краткому анализу самых важных федеральных законов о налогах, принятых в 2017 году.
Обзор № 1 «ТОП-10/2017. Самые значимые события 2017 в сфере налогообложения и налоговой политики» читайте здесь.

 

Общие положения
1. Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ»
2. Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ»
3. Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»
4. Федеральный закон от 29.07.2017 № 250-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»
5. Федеральный закон от 27.11.2017 № 350-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ»
6. Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний»
7. Федеральный закон от 27.11.2017 № 341-ФЗ «О внесении изменений в ст.88 части первой и главу 21 НК РФ»
8. Федеральный закон от 03.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»
9. Федеральный закон от 14.11.2017 № 322-ФЗ «О внесении изменений в ст. ст. 78 и 79 части первой НК РФ»
10. Федеральный закон от 14.11.2017 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ»



Общие положения

Стало уже привычным и естественным, что федеральный законодатель каждый год принимает большое количество законов. 2017 год исключением не стал. Особенно много было принято законов бюджетно-фискально-налоговой тематики. Таких законов было даже не то что очень много, но все они были разными: объемные и краткие, содержательные и редакционные, в пользу как налогоплательщика, так и налогового органа… Но пока речь не о качестве, а о количестве.
Если посмотреть статистику работы Госдумы за 2017 год на ее официальном сайте, то получается, что высшим законодательным органом РФ было рассмотрено, так или иначе, 1624 законопроекта (при 1210 внесенных), из них 446 законов было подписано Президентом РФ (см. здесь).
Однако судя по данным, содержащимся в базе данных «Консультант Плюс», в 2017 году федеральным законодателем было принято в общей сложности 468 федеральных законов. Из них по тематике «Налоги и сборы» – 48, по тематике «Бухгалтерский учет и отчетность» – 5. Слова «налог» и «налоги» содержались (в разном контексте) в 98 законодательных актах.
Понятно, что слово «налог», которое, трижды встречается, например, в Федеральном законе от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», не делает этот закон «актом законодательства о налогах и сборах».
Тем не менее, по моим прикидкам, порядка 53 федеральных законов, так или иначе, затрагивали сферу налогов и иных обязательных платежей (у вас может быть другая статистика, но предположу, что мы несильно разойдемся по цифрам).
Вот, например, в моем списке «ТОП-10/2017. Важнейшие законы о налогах 2017 года» на четвертом месте стоит Федеральный закон 29.07.2017 № 250-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страх/взносов в государственные внебюджетные фонды», который не является актом законодательства о налогах и сборах, а является актом уголовного законодательства. Однако кто скажет, что к фискальному праву этот закон не имеет отношения?
Мне представляется, что способов подсчета количества законов может быть много, и у разных специалистов такая методика может быть своя. Я же предлагаю свою методику, только и всего.
Иными словами, по подсчетам с использованием моей методики законов про налоги и сборы у меня получилось порядка 53, десять из них вошли в мой перечень «ТОП-10/2017» в номинации «налоговые законы».

Вывод: из 468 законов 2017 года 53, так или иначе, касались налогов и прочего фиска. Пусть будет так, да не судите меня строго («плюс» или «минус» 1-2 закона в ту или иную сторону считать не будем, т.к. для целей нашего анализа это уже не принципиально).
Для сравнения по годам привожу таблицу из своих лекций.







Однако, говоря о налогах ушедшего 2017 года, сразу отметим, что выстроить именно рейтинг этих законов по важности или значительности очень и очень трудно, если не сказать, что вообще невозможно. Конечно, можно взять такой критерий как общезначимость, т.е. показатель того, на какое количество налогоплательщиков и других лиц этот закон распространяется… Однако понятно, что этот критерий очень относителен, т.к. количество охваченных вообще показатель неоднозначный, тем более что математически точно подсчитать его невозможно.
Поэтому, когда речь идет о законах о налогах, представляется, что лучше составить не рейтинг, а именно рэнкинг, т.е. некий определенный список или перечень. Однако по первым местам расставить те или иные законы мы все-таки попробуем, а там как получится.
Интересно отметить, что самые первые законы 2017 года были не столь принципиальны. Так, первый налоговый закон касался особенностей обложения НДС с 1 июля 2017 года медицинских изделий (Федеральный закон от 07.03.2017 № 25-ФЗ).

Поэтический понедельник... Владимир Высоцкий... "Баллада о любви" и избранный стихи

25 января многие из нас отмечали День рождения Владимира Семеновича Высоцкого, выдающегося актера, барда, писателя и т.д. Но для меня Высоцкий всегда был и остается быть именно Поэтом. Его стихи необыкновенные, удивительнейшие, посмотрите какой слог, какая рифма, как он свободно владеет словом и слогом! Да, да, Высоцкий для именно Поэт, и только потом бард-певец и артист. 

Вот как он пишет в "Балладе о любви":
... Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На берег тихо выбралась любовь
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков....

Нет, ну надо же так написать!

 

Я помню как вышла его первая книжка (к сожалению уже после его смерти) - "Нерв" (1981), и моя мама каким-то чудом ее достала, я книгой этой, хоть и тоненькой - просто зачитывался. 
Хотя и пел он замечательно. Кстати, его роль Жеглова, вообще, как мне кажется и сделала  фильм "Место встречи изменить нельзя" шедевром. 

И вот прошло уже столько лет, как его с нами нет, а он по прежнему актуален и любим.
А здесь я привожу несколько моих любимых стихов Высоцкого. Давайте, просто вспомним этого необыкновенного человека с трудной и непростой Судьбой. Он обогнал и перешагнул свое время.
А вот его песни...

 Банька по белому
На дистанции четверка первачей (Кто зачем бежит)
Час зачатья я помню не точно (Баллада о старом доме)
Песня о погибшем летчике (кстати, моя любимая песня)
Он не вернулся из боя
Песня недостреленного солдата (Песня про того, который не стрелял)
По нашему мы выпили немного (Милицейский протокол)

суббота, 27 января 2018 г.

Конституционный Суд РФ рассмотрел первое в 2018 г. фискальное дело

Конституционный Суд РФ признал указанные нормы не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу содержащиеся в них положения предполагают, что правовая норма, закреплявшая состав правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей. 
 Более подробно см. здесь.

Минфин назвал сроки второго этапа амнистии капиталов

Второй этап амнистии капиталов пройдет в России с марта по декабрь 2018 г., сообщил глава Минфина Антон Силуанов.
Первый этап действовал с 1 июля 2015 г. до 30 июня 2016-го. По словам министра, условия амнистии остались такими же. Российские налогоплательщики освобождаются от ответственности и от уплаты налогов за прежние периоды в случае добровольного декларирования зарубежных активов и счетов.
«Добавляется то, что не только открытые, но и закрытые на 1 марта счета в зарубежных банках будут подпадать под действие амнистии», — уточнил министр.
Кроме того, доходы россиян от закрытия своих зарубежных компаний не будут облагаться подоходным налогом.
Более подробно см. здесь.

Минтруд и Минэкономразвития разошлись в способах легализации самозанятых

Министр труда и социальной защиты Максим Топилин считает разовую выплату по итогам года наиболее эффективным способом уплаты социальных взносов самозанятыми гражданами.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин считает такой механизм неудобным и предлагает перейти к транзакционным налогам, чтобы самозанятые платили проценты с денежных поступлений, но если их нет, то не возникнет и обязанностей по уплате. Кроме того, для самозанятых необходимо создать дополнительные возможности по банковскому кредитованию и другим инструментам, полагает министр.
По данным ФНС РФ, на 1 декабря в России зарегистрированы 813 самозанятых. Правовой статус самозанятых был утвержден в июле 2017 г., и к ним относятся граждане, которые оказывают услуги физическим лицам, но при этом не регистрируются индивидуальными предпринимателями — в частности, няни, сиделки, репетиторы, водители и т.п.
Правительство пытается вывести самозанятых из тени — для этого в 2017 и 2018 годах для некоторых категорий объявили налоговые каникулы. Но, как указывали эксперты РАНХиГС, это не помогло легализовать их доходы, так как у граждан нет уверенности по поводу дальнейших действий властей.
Более подробно см. здесь.

Уходя на выходные... Александр Лебедев "Охота на банкира" (2017)

Я стараюсь читать как можно больше, причем разной литературы, и художественной, и профессиональной, и деловой, и просто познавательной.
Но книга, которую я только что прочитал, объединяет в себе множество жанров: это и криминал, и мемуары, и политика, и правоведение с судебной практикой, светская хроника, политические интриги, коррупционный скандалы, а также макроэкономика и международные финансы.
Книга известного банкира Александра Евгеньевича Лебедева  "Охота на банкира" все эти направления в себе сочетает почти гармонично.
Понимаю, что отношение к личности этого человека более чем не однозначное. Кто-то будет его превозносить или защищать, а кто-то критиковать, низвергать и насылать проклятия. Представляю, сколько ярлыков ему прицепят по этой книге (да и тем, кто попробует дать этому человеку свою оценку). И это где-то и понятно, т.к. банкиры, олигархи и сотрудники спецслужб за более чем 25 лет современной российской истории снискали себе, скажем осторожно, более чем неоднозначную репутацию.
Не знаю, получилось ли у меня выдержать нейтралитет в своей мини-рецензии, скажу только несколько слов, и общий вывод - книга мне понравилась.
Во-1х, удивительно хороший слог для человека, который на писательском поприще особо не задействован. Но могу предположить, что живой ум, яркая биография и знание

пятница, 26 января 2018 г.

СКЭС Верховного Суда РФ рассмотрела налоговый спор по двум эпизодам: просроченной «дебиторке» и бонусам (№ А41-17865/2016)

17 января Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ были рассмотрены два вопроса: о периоде учета на расходах при налогообложении прибыли сумм дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и необходимости корректировки налоговых вычетов по НДС при получении налогоплательщиком премий от поставщиков. Дело пересмотрено в пользу налогоплательщика по эпизоду с налогом на прибыль (Определение ВС РФ от 19.01.2018 № 305-КГ17-14988 по делу А41-17865/2016).
Фабула дела: в проверяемом периоде налогоплательщик отнес на расходы дебиторскую задолженность по хозяйственным операциям с рядом контрагентов, срок исковой давности для взыскания которой истек в предыдущих налоговых периодах.
Эпизод по НДС связан с получением налогоплательщиком от поставщиков финансовых скидок (премий) по договорам купли-продажи товаров, уменьшающих, по мнению налогового органа, цену товара, при которой налогоплательщик обязан был пропорционально уменьшить в соответствующих налоговых периодах размер налоговых вычетов по НДС, ранее заявленных к возмещению.
Арбитражные суды, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что поскольку метод начисления предусматривает порядок признания расходов в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств, то налогоплательщик обязан учесть суммы обязательств дебиторов в составе внереализационных расходов в определенный налоговый период – год истечения срока исковой давности.
По эпизоду, связанному с доначислением НДС, суды пришли к выводу о том, что в результате выплаты поставщиками премий по итогам отгрузок товаров за период, определяемый в договорах поставки и ежегодных соглашениях, происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку налоговой базы по НДС по операциям реализации товара. При этом размер налоговых вычетов, ранее заявленных покупателем, подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах.
СКЭС ВС РФ удовлетворила кассационную жалобу налогоплательщика в части налога на прибыль. Экономколлегия, ссылаясь на правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 15.06.2010 № 1574/10, указала, что налоговый орган,  установив факт несвоевременного признания расходов в виде списанной дебиторской задолженности в 2012 г., должен был учесть указанные расходы при проверке правильности исчисления налога на прибыль за соответствующий налоговый период, охваченный налоговой проверкой (2010 – 2012 гг.), а не отказывать в учете расходов как таковых.
По эпизоду с НДС Экономколлегия указала, что предписания п. 2.1 ст. 154 НК РФ (введен Федеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ), согласно которым выплата премии уменьшает стоимость отгруженных товаров только в установленных договором случаях, не действовали в период, охваченных налоговой проверкой, и в силу п. 4 ст. 5 НК РФ обратной силы не имеют.

ФНС считает, что не обязана давать разъяснения на абстрактные вопросы налогоплательщика

Обязанность налоговых органов по даче разъяснений не распространяется на случаи, когда заданный вопрос непосредственно не связан с деятельностью налогоплательщика, именно такая позиция изложена в Решении ФНС РФ от 27.12.2017 № АС-3-9/8743@.
Налоговым законодательством на налоговые органы возложена обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, правах и обязанностях налогоплательщиков и т.д.
Налогоплательщиком в налоговый орган было направлено письменное заявление с просьбой разъяснить действующее законодательство РФ о налогах и сборах на примере смоделированной ситуации.
Заявителю было отказано в предоставлении запрашиваемых разъяснений по причине отсутствия для этого правовых оснований, так как заявитель персонально не является участником описанной в запросе ситуации, в связи с чем не может быть признан налогоплательщиком в данном случае, и соответственно участником отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах.
Более подробно см. здесь.

Верховный Суд РФ предлагает ввести частичный возврат госпошлины при заключении мирового соглашения

Предлагается в новой редакции изложить абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ.
Согласно изменениям при заключении мирового соглашения, либо отказе истца от иска или признании иска ответчиком:
- до принятия решения судом первой инстанции истцу подлежит возврату 70 % суммы уплаченной им государственной пошлины,
- на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 %,
- на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 %.
Также предлагается исключить положение о том, что уплаченная госпошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом РФ, судом общей юрисдикции.
Более подробно см. здесь.

среда, 24 января 2018 г.

Проект «налогового маневра» будет внесен в весеннюю сессию ГосДумы

Проект изменений в налоговую систему будет внесен в весеннюю сессию Госдумы, сообщил министр финансов Антон Силуанов в ходе Гайдаровского форума. Корректировки, по его словам, должны быть такими, чтобы налоговую систему не пришлось менять в течение следующих шести лет.
«До подготовки окончательных предложений по налоговым новациям мы проведем еще несколько встреч с предпринимателями», - пообещал А.Силуанов в ответ на замечание главы РСПП Александра Шохина о том, что жесткие сроки принятия изменений (до начала подготовки проекта бюджета на следующее трехлетие, то есть до конца весенней сессии) исключают обсуждение налоговой реформы с бизнесом, и он будет поставлен перед свершившимся фактом.
На этой сессии форума А.Силуанов фактически вернулся к идее снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, заявив о необходимости изменить структуру налоговой системы ради повышения ее конкурентоспособности. Министр финансов в своем выступлении подверг критике высокую нагрузку на бизнес в виде налогов на труд, назвав это обстоятельство «одной

Минфин задумал ограничить максимальный размер пени за недоимку (+ комментарий от А.В. Брызгалина)

В Минфине разработали поправки в НК РФ, которые ограничивают максимальный размер пеней за налоговые недоимки. Как пояснил источник в ведомстве, поправки нужны «для улучшения положения налогоплательщиков».
Изменения планируется внести в ст. 75 НК РФ, проект разработан в связи с поручением Президента РФ В.В. Путина, которое он дал после пресс-конференции в декабре 2017 года.
Размер пеней для граждан и бизнеса не должен превышать сумму налоговой задолженности, говорится в законопроекте. Их начисление будет прекращаться в тот день, когда их сумма сравняется с размером самой задолженности.
Более подробно см. здесь.

Комментарий от «НФП»: Кстати, такое уже ранее было в налоговом законодательстве, что только подтверждает поговорку о том, что "новое, это хорошо забытое старое".
А вообще, предложение Минфина звучит вполне логично, т.к. пеня, в первую очередь имеет компенсационную функцию, пэтому если пени превышает недоимку, это уже скорее ответственность.