Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.02.2018 № 6-П «По делу о проверке
конституционности положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ в связи с жалобой ОАО «ТАИФ» признаны не противоречащими Конституции
РФ взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ в той мере, в
какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за
несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не
допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до
момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта
несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки)
уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в
бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной
ошибки) и носило непреднамеренный характер.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.
За деяния, совершаемые субъектами одной категории (налоговыми
агентами) и влекущие одинаковые последствия, освобождение от налоговой
ответственности зависит от того, имело ли место недостоверное либо неполное
отражение сведений в налоговой документации. При этом право на освобождение от
налоговой ответственности с определенностью получают лишь те налоговые агенты,
которые недостоверно и (или) ошибочно составили и представили расчет по налогу.
Правовое и фактическое положение этих лиц как субъектов налоговой
ответственности равнозначно положению налоговых агентов, допустивших, как и
они, просрочку в перечислении сумм налога, не обусловленную дефектами
(искажением) налоговой отчетности (расчетов по НДФЛ), однако, в отличие от них,
налоговым агентам, исполнившим обязанности по представлению достоверного
расчета налогов и уплатившим просроченные суммы налога вместе с пеней, в
освобождении от налоговой ответственности может быть отказано, несмотря на то
обстоятельство, что в основе допущенного ими нарушения лежало упущение, которое
- и по своей сути, и по смыслу рассматриваемого правового регулирования -
представляет собой техническую или иную ошибку, не влекущую искажения налоговой
отчетности.
Вместе с тем в судебной практике допускается освобождение
налогового агента, своевременно представившего достоверную налоговую
отчетность, от налоговой ответственности за неправомерное неудержание и
неперечисление налогов, что согласуется с правовой позицией, изложенной в
Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.03.2014 № 18290/13, применительно к
целевому назначению освобождения от налоговой ответственности, предусмотренного
ст. 81 НК РФ. На наличие такой возможности указывается и в письме, направленном
в Конституционный Суд РФ в рамках настоящего дела заместителем Председателя Верховного
Суда РФ, который полагает, что налоговые агенты, пропустившие срок уплаты
налога, но компенсировавшие просрочку за счет добровольной уплаты пеней,
поставлены в худшее положение по сравнению с теми, кто совершил более грубое
нарушение за счет искажения налоговой отчетности, повлекшего неполную уплату
налога. Тем не менее, в письме также отмечается, что при обстоятельствах,
подобных установленным в отношении ОАО «ТАИФ», для освобождения налогового
агента от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление удержанного
налога, совершенное без искажения налоговой отчетности, формально отсутствует
совокупность всех условий, предусмотренных п.п. 3 и 4 ст. 81 НК РФ.