14 февраля
Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о
порядке возврата НДС, уплаченного по сделке, признанной судом недействительной.
Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от
16.02.2018 № 302-КГ17-16602 по делу №
А33-17038/2015).
Фабула дела: по договору купли-продажи налогоплательщиком
(продавцом) был передан ЗАО (покупателю) полностью оплаченный товар, НДС
исчислен и уплачен в бюджет (2 кв. 2011). Впоследствии решением арбитражного
суда от 30.04.2013 сделка купли-продажи признана недействительной. Участниками
сделки была применена двухсторонняя реституция: ЗАО 10.10.2013 возвратило ранее
приобретенное имущество, а налогоплательщик в период с 10 по 21 октября 2013 г. возвратил ЗАО
денежные средства. Полагая, что недействительная сделка не влечет юридических
последствий и недействительна с момента ее совершения, налогоплательщиком
21.11.2013 представлена уточненная декларация по НДС за 2 кв. 2011 с
уменьшением суммы исчисленного НДС в результате исключения из облагаемой базы
стоимости реализации по сделке, признанной судом недействительной (сумма налога
заявлена к возврату из бюджета).
Арбитражные суды первой и кассационной инстанций (АС ВСО),
отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, исходили из
того, что
проведение двусторонней реституции в 2013 г. ввиду признания
совершенной в 2011 г.
сделки недействительной, является новой хозяйственной операцией, которая
подлежит отражению налогоплательщиком в бухгалтерском и налоговом учете на дату
ее совершения.
Апелляционный суд удовлетворил требования налогоплательщика по
данному эпизоду, признав, что порядок исчисления НДС в случае признания сделки
недействительной и применения двусторонней реституции не был прямо предусмотрен
законодательством. Учитывая наличие у налогоплательщика подтвержденного
налоговым органом права на возврат указанного налога, а также факт возврата спорной
суммы налога по результатам камеральной налоговой проверки, суд заключил, что
доначисление и предложение уплатить эту же сумму налога по результатам выездной
налоговой проверки привело к возложению на налогоплательщика необоснованного и
экономически неоправданного бремени.
СКЭС ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и
оставила в силе постановление суда апелляционной инстанции. Экономколлегия
указала, что налогоплательщик, в отношении которого применены последствия
недействительности сделки, вправе требовать корректировки ранее исчисленного
налога в сторону уменьшения, учитывая гарантированное подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ
право на возврат сумм налога, внесенных в бюджет излишне (при отсутствии
объекта налогообложения). Главой 21 НК РФ прямо не установлен порядок
корректировки у продавца ранее исчисленного налога в случае признания сделки по
реализации недействительной. Установленный п. 5 ст. 171 НК РФ механизм
корректировки суммы налога, ранее предъявленного покупателю и уплаченного продавцом,
посредством заявления этой суммы к вычету применяется при возврате товаров в
связи с отказом от исполнения (расторжением) договора. В такой ситуации само по
себе то обстоятельство, что корректировка налога осуществлена
налогоплательщиком не в порядке применения налоговых вычетов в периоде возврата
товаров (применительно к п. 5 ст. 171 НК РФ), а в рамках подачи уточненной
налоговой декларации за период первоначальной отгрузки товаров, не
свидетельствует о неправомерности действий общества, получившего возврат
налога. Указанные действия не повлекли нарушения интересов казны, поскольку
обязанность по уплате налога за 2 кв. 2011 г. изначально была исполнена обществом в
полном размере.