7 февраля Верховный суд РФ внес
в ГосДуму законопроект, предлагающий самую масштабную реформу процессуального
законодательства с момента работы отечественной судебной системы в ее нынешнем
виде (законопроект №
383208-7 «О
внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный
процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ и
отдельные законодательные акты РФ»).
Документ, размещенный в среду в базе данных палаты, был одобрен
пленумом ВС пять месяцев назад. Его основные идеи - процессуальная
экономия, профессиональное представительство и ограничение свободы подсудности.
Законопроект предлагает вдвое повысить порог исковых требований,
рассматриваемых в таком порядке. В арбитражном процессе по «упрощенке» должны,
как считает ВС РФ, рассматриваться иски юридических лиц, не превышающие 1 млн
рублей (ранее 500 тыс. рублей).
Для индивидуальных предпринимателей этот порог повышается с 250
тыс. рублей до 500 тыс. рублей, а для дел об оспаривании ненормативных правовых
актов, решений административных
органов о привлечении к ответственности и
взыскании обязательных платежей и санкций - со 100 тыс. рублей до 200 тыс.
рублей.
В гражданском процессе порог исковых требований для их рассмотрения
по упрощенной процедуре предлагается повысить еще больше, в 5 раз. Сейчас это
100 тыс. рублей, а если поправки ВС РФ в ГПК будут приняты, то пороговый
уровень будет составлять 500 тыс. руб.
«В решении должны быть указаны мотивы его принятия, и оно должно
быть изложено языком, понятным для лиц, участвующих в деле, и других лиц», -
говорится в действующей редакции АПК. Теперь эту статью ВС РФ предлагает убрать
из текста кодекса и вообще ликвидировать обязанность судей писать
мотивированные судебные акты для большинства дел.
Исключения должны составить социально и экономически значимые дела:
о защите прав детей, прав на жилое помещение, пенсионных прав, корпоративные
споры, споры с участием иностранных лиц, дела, которые рассматривает Суд по
интеллектуальным правам, и дела о банкротстве. Законопроект оговаривает, что
стороны могут ходатайствовать об изготовлении мотивировочной части в течение
пяти дней с момента оглашения резолютивной.
Законопроект также предлагает установить, что представителями
участников в арбитражном и гражданском процессе могут быть только адвокаты и
другие юристы с высшим образованием.
Наряду с обязательным профессиональным представительством ВС РФ
предлагает ввести в процессуальные кодексы институт поверенных. У них, как
считают авторы законопроекта, должны быть ограниченные права: давать, например,
разъяснения и получать документы для доверителя. Участвовать в процессе они
смогут только вместе с представителем, устанавливают поправки.
ВС РФ предлагает изъять из ГПК и АПК статьи, допускающие договорную
подсудность, то есть ввести запрет на свободу выбора сторонами договора суда,
где должны рассматриваться их споры. С помощью этих поправок разработчики
законопроекта хотят разгрузить суды Москвы, Московской области и
Санкт-Петербурга. Сохранить договорную подсудность предполагается только для
дел с участием нерезидентов РФ.
Законопроект ВС также предлагает изменить положения ГПК,
устанавливающие порядок надлежащего извещения участников. Рассылку уведомлений
предлагается заменить правилами, которые предусмотрены в АПК, то есть
информация о движении дела будет размещаться в интернете.
Законопроект содержит и целый ряд других новаций. Мировым судьям
предлагается отдать дела по «потребительским» спорам при цене иска до 100 тыс.
руб. (сейчас до 50 тыс. руб.), вернуть таким документам, как обзор судебной
практики, силу нового обстоятельства, позволяющего пересмотреть дело, а также
сузить сферу коллегиального рассмотрения апелляционных жалоб.
Если законопроект будет принят, то сильно увеличатся нормативные сроки
для рассмотрения дел. Арбитражному суду первой инстанции, например, авторы
законопроекта предлагают отвести на это не три месяца, как сейчас, а шесть.
Кроме того, ВС РФ предлагает унифицировать и повысить судебные
штрафы, которые налагаются на участников процесса за нарушения и
злоупотребления. Для граждан их максимальный предел, согласно законопроекту,
должен составить 5 тыс. рублей, для должностных лиц - 30 тыс. рублей, для
организации - 100 тыс. рублей.