Одиннадцатый обзор "ТОП-10/2017" самых ярких налоговых
событий ушедшего 2017 года посвящен событиям, связанным с регулированием
налоговых отношений в сфере так называемого малого бизнеса, о котором на словах
так радеют отечественные власти. Обзор подготовлен генеральным директором
группы компаний "Налоги и финансовое право" Аркадием Викторовичем
Брызгалиным и ведущим специалистом по юридическим вопросам Демушиной
Ксенией Сергеевной.
Обзор № 1 «ТОП-10/2017. Самые
значимые события 2017 года в сфере налогообложения и налоговой политики»
читайте здесь.
Обзор № 2 «ТОП-10/2017.
Важнейшие законы о налогах 2017 года» читайте здесь.
Обзор № 3 «ТОП-10/2017.
Важнейшие события 2017 года в сфере защиты прав налогоплательщиков» читайте
здесь.
Обзор № 4 «ТОП-10/2017.
Важнейшие правовые позиции Конституционного Суда РФ о налогах 2017 года»
читайте здесь.
Обзор № 5 «ТОП-10/2017. Важнейшие события по НДФЛ
2017 года: законодательство и практика» читайте здесь.
Обзор № 6 «ТОП-10/2017. Важнейшие
события в сфере бухгалтерского учета, отчетности и документооборота в 2017
году» читайте здесь.
Обзор № 7 «ТОП-10/2017.
Важнейшие события в сфере гражданского права в 2017 году: законодательство и
практика» читайте здесь.
Обзор № 8 «ТОП-10/2017.
Важнейшие события в сфере взимания страховых взносов 2017 года:
законодательство и практика» читайте здесь.
Обзор № 9 «ТОП-10/2017.
Важнейшие события в сфере налогового контроля за ТЦО: законодательство и
практика» читайте здесь.
Обзор № 10 «ТОП-10/2017. Важнейшие события в сфере налоговой
деофшоризации в 2017 году: законодательство и практика» читайте здесь.
Можно предположить, что 2017 год стал годом некоторого
«законодательного затишья» по сравнению с 2016 годом, когда законодатель
«щедрой рукой» дважды в течение года расширял критерии, открывающие доступ для
субъектов малого бизнеса применять льготные специальные налоговые режимы (См. Федеральный закон от 03.07.2016 №
243-ФЗ и Федеральный
закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ).
После такой нормоактивности скорее всего власти решили объявить
перерыв и в 2017 году ограничивались в основном «политической риторикой» по
поводу налоговой поддержки представителей малого предпринимательства.
1. Инициатива председателя Комитета госдумы по бюджету и
налогам А.М. Макарова о снижении налогового администрирования для малого
бизнеса
Действительно, в начале 2017 года в ходе пленарного заседания
Госдумы глава Комитета по бюджету и налогам Андрей
Михайлович Макаров заявил, что «налоговое администрирование малого бизнеса
в России является избыточным» (см. здесь).
Более того самый главный «налоговый депутат» предложил создать
специализированную рабочую группу по данному вопросу. Малый бизнес «убивает
сегодня уже не налоговая нагрузка, а то избыточное администрирование, которое
идет, та отчетность, которую приходится выполнять», – уверен А.М. Макаров.
«Может быть, настало время создать рабочую группу, которая
специально займется вопросами администрирования малого бизнеса и упрощения
отчетности», — предложил Макаров. Он призвал заняться этим вопросом в ближайшее
время, не дожидаясь следующего года.
К сожалению, данная новость не имела продолжения, т.к. о дальнейшей
работе депутатов в этом направлении на протяжении всего 2017 года так ничего и не
стало известно. 2017 год закончился, а
уровень налогового администрирования субъектов малого бизнеса оставляет желать
лучшего.
Однако мы надеемся, что
данная инициатива, прозвучавшая в 2017 году, найдет свое развитие в ближайшее
время.
2. Внесение поправок в ГК РФ
о «о самозанятых» гражданах
В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2017 № 199-ФЗ
«О внесении изменений в ст.ст. 2 и 23 части первой ГК РФ» было установлено, что
в отношении отдельных видов
предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия
осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в
качестве индивидуального предпринимателя.
Нововведения направлены,
прежде всего, на определение правового статуса самозанятых
граждан, в том числе в целях исключения возможности признания их деятельности
незаконным предпринимательством.
Можно предположить, что этот закон стал «базисным» для определения
гражданско-правового статуса «самозанятых граждан», но в 2017 году этот шаг
остался фактически единственным, т.к. власти так и не решились на продолжение
реформ по выводу теневого или «гаражного» сегмента в сферу формализованной
экономики. Скорее всего мы увидим продолжение этой работы уже в 2018 году.
3. Индивидуальные предприниматели станут платить страховые
взносы исходя из размера, не привязанного к МРОТ
Указанные изменения
связаны с принятием Федерального закона от
27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части
первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Законодатель
обосновывал принятие указанных изменений снижением налоговой нагрузки на
представителей малого бизнеса, поскольку если взносы будут привязаны к МРОТ, то
это вызовет их рост.
4. Некоторые представители малого бизнеса получили отсрочку
применения онлайн-ККТ до 1 июля 2019 года
В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 №
337-ФЗ «О внесении изменений в
ст.7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О
применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или расчетов с
использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты РФ»
законодатель предоставил отсрочку по переходу на онлайн-кассы до 1 июля 2019 года.
Данное
положение предусмотрено для организаций, применяющих ЕНВД, за исключением тех,
которые осуществляют торговую деятельность или оказывают услуги общественного
питания. Также годовая отсрочка распространяется на индивидуальных
предпринимателей на ПСН или ЕНВД. Исключение в данном случае
составляют те ИП, которые осуществляют торговую деятельность или оказывают
услуги общепита с привлечением наемных работников.
5.
Индивидуальные предприниматели,
находящиеся на ЕНВД и ПСН, получили право на налоговый вычет по приобретению онлайн-касс,
включенных в реестр ККТ
Такая мера поддержки
субъектов малого бизнеса предоставлена Федеральным законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ «О внесении изменений в часть
вторую НК РФ».
Размер вычета ограничен и составляет 18 тыс. руб. на каждый экземпляр
техники.
При этом индивидуальные предприниматели, получившие отсрочку применения
ККТ, должны зарегистрировать кассы в налоговых органах с 1 февраля 2017 г. до 1 июля 2019 г.
Индивидуальным предпринимателям, не получившим такой отсрочки, налоговый вычет
предоставляется, если касса зарегистрирована с 1 февраля 2017 г. до 1 июля 2018 г.
6. Единый
налог на вмененный доход увеличится
Единый налог
на вмененный доход в 2018 году увеличится на 3,9 процента. Рост произойдет за
счет повышения соответствующего коэффициента-дефлятора, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 30.10.2017 №579. В неизменном значении этот
коэффициент оставался с 2015 года.
7. Новый
ОКВЭД вынудил малый бизнес переплачивать государству
Со
вступлением с 2017 года в силу нового Общероссийского классификатора видов
экономической деятельности (ОКВЭД-2), гармонизированного с аналогичной
классификацией ЕС, работающие на
упрощенной системе налогообложения предприниматели утратили право на применение
льготной налоговой ставки страховых взносов (см. здесь).
С начала года из-за расхождений классификатора с
нормами НК РФ предприниматели были вынуждены платить страховые взносы по общей
ставке в 30% вместо пониженного тарифа в 20%.
Несмотря на озабоченность по этому поводу
экспертного сообщества, а также в связи с обсуждением вопроса о необходимости
«устранить несправедливость» досадная оплошность законодателя в 2017 году так и
не была исправлена.
8. Судебная практика откорректировала порядок формирования
базы по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ (дело № А39-6230/2015)
Как было указано в Определении СКЭС ВС РФ от 04.04.2017 № 301-КГ16-16732 (дело № А39-6230/2015), для целей исчисления
страховых взносов ИП, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные
вознаграждения физическим лицам, доход подлежит уменьшению на величину
фактически произведенных и документально подтвержденных расходов,
непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с
правилами НК РФ об учете таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Данная позиция применена также в Определениях СКЭС ВС РФ от
18.04.2017 № 304-КГ16-16937 (по делу № А27-5253/2016), от 23.05.2017 №
308-КГ16-19401 (по делу № А63-10544/2015), от 30.05.2017 № 304-КГ16-20851 (по
делу № А03-24006/2015), от 13.06.2017 № 306-КГ17-423 (по делу № А12-23593/2016),
от 03.08.2017 № 304-ЭС17-1872 (по делу № 24987/2015), от 22.11.2017 №
303-КГ17-8359 (по делу № А51-8964/2016).
Интересно отметить, что данная позиция стала результатом применения
ВС РФ позиции, сформулированной в 2016 году Конституционным судом РФ в Постановлении
от 30.11.2016 № 27-П.
9.
При утрате права на применение патентной
системы налогообложения налогоплательщик не теряет права на УСН
Такую позицию изложил в
своем Определении Верховный суд
РФ (Определение СКЭС ВС РФ от 20.01.2017 № 301-КГ16-16143 по делу № А38-7494/2015).
По
мнению суда, УСН
в случае ее применения индивидуальным предпринимателем является общей по
отношению к ПСН, в рамках которой осуществляется налогообложение доходов
лишь по отдельным видам деятельности налогоплательщика. Кроме того, глава
26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ не содержит нормы, в силу
которой утрата налогоплательщиком права на применение ПСН влекла бы одновременную
утрату им права на применение УСН, либо изменение порядка исчисления
налога, уплачиваемого в рамках упрощенной системы.
Однако необходимо отметить,
что данная позиция устарела еще до своего вынесения, в связи с внесением
поправок в ст.346.45 НК РФ, согласно которым «неуплата второй части стоимости
патента» с 1 января 2017 г.
перестала являться основанием для утраты права на применение ПСН (Федеральный
закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ).
10. Потребительские
кооперативы сохранили право на ЕНВД до 2020 года
Принятие Федерального закона от 30.10.2017 № 300-ФЗ «О внесении изменений в
ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и
признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ»
позволило потребкооперативам, обществам и потребсоюзам остаться в рамках ЕНВД
до 2020 г.
– срока, в течение которого не будет применяться ограничение по средней
численности работников (не более 100 человек).