Налоговое и валютное законодательство как близнецы-братья: вроде бы и
разные сферы правового регулирования, но очень уж близко на практике они друг
от друга находятся, поэтому нет ничего удивительного в том, что в нашем обзоре
«ТОП важнейших событий 2017 года» мы не можем не упомянуть и об этой сфере
правовой регламентации бизнеса.
Настоящий обзор подготовлен главным специалистом по юридическим вопросам Анферовой
Ольгой Вячеславовной.
Обзор № 1
«ТОП-10/2017. Самые значимые события 2017 года в сфере налогообложения и
налоговой политики» читайте здесь.
Обзор № 2
«ТОП-10/2017. Важнейшие законы о налогах 2017 года» читайте здесь.
Обзор № 3
«ТОП-10/2017. Важнейшие события 2017 года в сфере защиты прав
налогоплательщиков» читайте здесь.
Обзор № 4
«ТОП-10/2017. Важнейшие правовые позиции Конституционного Суда РФ о налогах
2017 года» читайте здесь.
Обзор № 5 «ТОП-10/2017. Важнейшие события по НДФЛ
2017 года: законодательство и практика» читайте здесь.
Обзор № 6 «ТОП-10/2017.
Важнейшие события в сфере бухгалтерского учета, отчетности и документооборота в
2017 году» читайте здесь.
Обзор № 7 «ТОП-10/2017.
Важнейшие события в сфере гражданского права в 2017 году: законодательство и
практика» читайте здесь.
Обзор № 8 «ТОП-10/2017.
Важнейшие события в сфере взимания страховых взносов 2017 года:
законодательство и практика» читайте здесь.
Обзор № 9 «ТОП-10/2017.
Важнейшие события в сфере налогового контроля за ТЦО: законодательство и
практика» читайте здесь.
Обзор № 10 «ТОП-10/2017.
Важнейшие события в сфере налоговой деофшоризации в 2017 году: законодательство
и практика» читайте здесь.
Обзор № 11 «ТОП-10/2017.
Малый бизнес и налоги в 2017 году: важнейшие события, законодательство,
практика» читайте здесь.
Обзор № 12 «ТОП-10/2017.
Важнейшие события в сфере взимания налога на добавленную стоимость (НДС):
законодательство и практика» читайте здесь.
Обзор № 13 «ТОП-10/2017.
Важнейшие события в сфере взимания налогов на имущество организаций и
физических лиц: законодательство и практика» читайте здесь.
Обзор № 14 «ТОП-10/2017.
Важнейшие события в сфере взимания налога на прибыль организаций:
законодательства и практика» читайте здесь.
Пожалуй, впервые за последние лет 10 государственное ведомство достигло
такого уровня намерений в либерализации валютного законодательства, что
заговорило об отмене требования о репатриации валютной выручки, «закрытия»
аванса по импорту, а также множества других ограничений. Судя по заявлениям
представителя Минфина РФ, озвученным на прошедшем в январе 2018 года
Гайдаровском форуме, в 2017 году ведомство вовсю вело работу по согласованию с
другими министерствами законопроекта об отмене требования о репатриации.
По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, идею поддержали и в Министерстве
экономического развития, и в ФТС, и в ФНС, однако Центральный банк пока
занимает более осторожную позицию. «Но решимости нашей по этому поводу не
убавляется. Я уверен, что мы добьемся в этом году успеха в этой части», –
подчеркнул Моисеев.
На этом фоне несколько странно выглядела идея Правительства РФ «на всякий
случай» наделить себя и ЦБ правом требовать от бизнеса репатриировать денежные
средства, в обязательном порядке продавать валюту, получать разрешения на
покупку валюты, открывать спецсчета для отдельных видов валютных операций и
резервировать под них денежные средства. Напомним, законодательные требования
об обязательной продаже части валютной выручки были отменены с 1 января 2007
года и с тех пор не вводились даже во время кризиса 2014 года, когда курс
доллара США вырос почти до 100 рублей. Все решилось на уровне устных просьб не
затягивать продажу валютной выручки. Вот и в этот раз такие ограничения были
признаны нецелесообразными и от их введения отказались, посчитав, что они могут
негативно повлиять на привлечение иностранного капитала в российскую экономику
и будут дестабилизировать курс рубля.
В то же время в 2017
году Минфин предложил законодателю множество других законопроектов, часть которых
к настоящему времени уже воплотилась в принятые федеральные законы, отменяющие
немалое количество запретов и ограничений в валютном контроле.
Несмотря на осторожное
отношение к отмене требования о репатриации, Центральный банк тоже не остался в
стороне от упрощения требований валютного контроля и разработал новую
инструкцию о взаимодействии банков и резидентов.
1. Главная поправка 2017
года: не все граждане РФ являются валютными резидентами
Долгое время гражданам РФ, проживающим за рубежом большую часть
времени, не удавалось избавиться от статуса резидента, которым валютное
законодательство
наделяло всех жителей нашей страны за редким исключением, к
которому, в частности, относились сограждане, на определенных основаниях проживающие
за рубежом более года. Однако даже однодневный визит на родину такого
гражданина вновь возвращал ему статус валютного резидента, хотя напрямую
законом о валютном регулировании такое последствие не предусматривалось.
И вот спустя десятилетие споров и призывов изменить ситуацию
в 2016 году Минфин, указывая на наличие неоправданных, устаревших ограничений в
валютном законодательстве, подготовил проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и
валютном контроле» (ID
проекта 02/04/09-16/00053390), предусматривающий, среди прочего, изменение
определения «валютного резидентства» физических лиц. Однако попытка не
увенчалась успехом.
Ее повторили в 2017 году. Теперь уже Правительство РФ
вынесло на рассмотрение законопроект № 287822-7, предусматривающий изменение
подхода к понятию валютного резидента и определению объема их обязанностей.
Данный законопроект ожидаемо получил положительные отзывы Правового управления
Госдумы, за два месяца был принят Государственной думой в трех чтениях, за
неделю одобрен Советом Федерации и через пару дней был подписан Президентом,
превратившись в Федеральный закон
от 28.12.2017 № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О
валютном регулировании и валютном контроле».
Теперь все стало проще (относительно). С одной стороны, по-прежнему
каждый, у кого есть гражданство РФ, признается валютным резидентом. Без исключения.
Однако теперь, если гражданин РФ проживает за пределами РФ более 183 дней, он,
по-прежнему оставаясь валютным резидентом, освобождается от некоторых
обязанностей и ограничений, установленных валютным законодательством.
В частности, такие «зарубежные» резиденты освобождаются от
подачи в налоговые органы уведомлений об открытии, закрытии зарубежного
банковского счета, а также об изменении их реквизитов, от предоставления
отчетов о движении денежных средств по этим счетам, от требований к проведению
по указанным счетам (вкладам) валютных операций.
Однако ложка дегтя даже уже в новых изменениях осталась, т.к. по
новому законодательству по-прежнему невозможно определить свой статус лица на
момент совершения операции.
Дело в том, что положения абз. 1 п. 8 ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в
новой редакции предусматривают, что определение статуса физического лица
возможно не ранее, чем через 183 дня с начала года (самое раннее, когда можно
окончательно определиться с количеством дней пребывания в РФ).
А до этого, или даже много
позже, физическое лицо может не обладать информацией о сроках своего пребывания
в РФ в течение года, а следовательно, и о своем статусе. В этом случае его
оценка может быть ошибочна, что может привести к очень негативным последствиям,
ведь размер штрафов за непредставление уведомления о зарубежных счетах, а тем
более за совершение незаконной валютной операции (когда законность ее
проведения зависит от твоего статуса на момент ее совершения) очень высок и
может доходить до 100 % суммы операции.
О данном недостатке специалисты в области валютного контроля
говорили еще во время рассмотрения законопроекта, но их замечания не были
услышаны. Поэтому гражданам, которые могут отсутствовать в РФ более полугода,
необходимо учитывать возможные изменения своего валютного статуса.
2. «Первый перевод» без
уведомления
С 1 января 2018 года
физические лица-резиденты освобождены от обязанности при первом переводе
денежных средств на свои счета в зарубежных банках представлять уполномоченным
банкам документ, подтверждающий уведомление налогового органа об открытии
такого счета.
Изменение
обусловлено новой редакцией абз. 3 ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О валютном
регулировании и валютном контроле», установленной Федеральным
законом от 28.12.2017 № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
"О валютном регулировании и валютном контроле».
Таким образом, теперь обязанность представлять уполномоченным банкам
документ, подтверждающий уведомление налогового органа об открытии такого
счета, распространяется только на резидентов – юридических лиц.
Однако даже резиденты – юридические лица могут не представлять уполномоченным
банкам вышеуказанное уведомление, если денежные средства переводятся ими в качестве
предварительного денежного взноса для открытия счета в зарубежном банке,
требуемого в соответствии с законодательством иностранного государства.
3. О свободе расчетов между
«зарубежными» резидентами
Физические
лица-резиденты, проживающие за пределами территории РФ более 183 дней в году,
теперь вправе, находясь за пределами РФ, совершать между собой валютные
операции, то есть рассчитываться между
собой, переводить друг другу денежные средства не только в рублях, но и
в любой другой валюте.
Изменения
обусловлены вступлением в силу с 1 января 2018 года Федерального
закона от 28.12.2017 № 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон
"О валютном регулировании и валютном контроле", который
дополнил положения части 1 ст. 9 Федерального
закона «О валютном регулировании и валютном контроле» соответствующим
пунктом «25».
4. О зачислении денежных
средств от продажи имущества в зарубежных банках
По общему правилу все расчеты резидентов при осуществлении валютных
операций должны осуществляться через банковские счета в уполномоченных банках. Из
этого общего правила Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном
контроле» предусматривает всего несколько исключений.
Между тем, до недавнего времени в их число не входило получение
резидентами – физическими лицами денег от продажи находящихся за рубежом
объектов недвижимости и транспортных средств. В результате их владельцы были
вынуждены просить своих иностранных покупателей, в том числе обычных зарубежных
граждан, переводить им деньги за такое имущество на счета в российских банках.
Несоблюдение этого требования означало нарушение резидентом валютного
законодательства с перспективой заплатить штраф в размере до 100 % полученной
суммы.
Однако с 1 января 2018 года,
с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2017 № 427-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном
контроле», часть 5.1 ст. 12 Федерального
закона «О валютном регулировании и валютном контроле» дополнилась
положениями, позволяющими резидентам зачислять денежные средства от продажи
транспортных средств и недвижимого имущества, находящихся за рубежом, на счета
в зарубежных банках.
При этом для случаев продажи недвижимости установлены дополнительные
ограничения: она должна быть зарегистрирована (находиться) на территории
иностранного государства – члена ОЭСР или ФАТФ, это иностранное государство
должно быть участником многостороннего Соглашения об автоматическом обмене
финансовой информацией от 29 октября 2014 года или должно иметь с РФ иной
международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой
информацией. Кроме того, счет (вклад) физического лица – резидента также должен
быть открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного
государства.
5. «Не надо брокера просить: переведи, переведи…»
С 1 января 2018 года резиденты – физические лица вправе
зачислять денежные средства от продажи внешних ценных бумаг (акций, облигаций и
т.д.) на свои счета в зарубежных банках (см. Федеральный
закон от 28.12.2017 № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О
валютном регулировании и валютном контроле»).
При этом такая возможность действует только для случаев продажи
внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга (т.е. включенных в список
ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров
купли-продажи, в том числе включенных биржей в котировальный список) на
российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в специальный перечень,
утверждаемый уполномоченным органом – ФСФР России.
На сегодняшний день в перечень входит 21 иностранная биржа:
Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Немецкая, Испанская, Шанхайская,
Итальянская, Швейцарская, Шенженьская, Гонконгская, Корейская, Австралийская,
Тайваньская, Американская и Северная фондовые биржи, Насдак, Евронекст,
Фондовая биржа Торонто, Национальная Индийская фондовая биржа и Фондовая биржа
Сан-Пауло.
До указанной даты в отношении денежных средств от продажи внешних
ценных бумаг действовало общее правило о необходимости их зачисления
исключительно на счета в уполномоченных (российских) банках.
6. Паспорт сделки и справка о валютных операциях уйдут в
историю
С 1 марта 2018 года
вместо всем нам уже привычной Инструкции ЦБ РФ № 138-И вступит в силу новая Инструкция Банка
России от 16 августа 2018 года № 181-И «О порядке представления резидентами и
нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при
осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным
операциям, порядке и сроках их представления».
Новая редакция инструкции
направлена на снижение нагрузки на клиентов банка при совершении ими валютных
операций.
Самой большой неожиданностью новой Инструкции стала, пожалуй, отмена
Паспортов сделок и Справок о валютных операциях, хотя все конечно понимают, что
свято место пусто не бывает. Контракт необходимо будет поставить на учет в
уполномоченном банке, где ему будет присвоен уникальный номер для ведения
расчетов.
Кроме этого, среди основных
изменений можно выделить следующие:
— установлен упрощенный порядок постановки на учет контрактов для
клиентов, занимающихся экспортом товаров – в течение одного рабочего дня;
— до 6 млн. рублей увеличена
сумма операций, при достижении которой внешнеторговые экспортные контракты необходимо будет ставить в банке на учет (в
настоящее время паспорт сделки по внешнеторговому контракту необходимо
открывать на операции свыше 50 тыс. долларов США, что составляет меньше 3
миллионов рублей);
- 3 млн. рублей составляет порог, при достижении которого на учет
должны быть поставлены импортные контракты или кредитные договоры;
— при проведении операций с иностранной валютой по договорам
(контрактам), заключенным с нерезидентами на сумму менее 200 тыс. рублей,
резиденты должны представить в уполномоченный банк информацию о коде вида
операции;
— при списании валюты РФ по договорам (контрактам),
заключенным с нерезидентами на сумму менее 200 тыс. рублей, резиденты должны
представить в уполномоченный банк расчетный документ по операции;
- введены максимально необременительные для резидентов переходные
положения для применения новой Инструкции.
Таким образом, изменения в валютном законодательстве направлены на
снижение бюрократизации валютного контроля и облегчение взаимодействия
участников ВЭД с уполномоченными банками при совершении валютных операций.
Центробанк полагает, что благодаря сокращению числа документов
валютного контроля, оформляемых резидентами, станет меньше оснований для
привлечения их к административной ответственности за нарушение валютного
законодательства.
7. Отложенные ожидания
Еще одним радостным событием обещают стать поправки в статью 9
Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», дополняющие
перечень операций, разрешенных между резидентами (законопроект № 276427–7).
Наконец-то запрет на выплату работающему за рубежом работнику российской
организации (не ИП) в иностранной валюте признали неэффективным. Пока еще
выплата заработной платы в иностранной валюте таким работникам запрещена и они
вынуждены нести затраты на конвертацию российской валюты.
Идея,
сформулированная в 2017 году, нашла свое воплощение в начале 2018 года.
Так, 7 марта Президент РФ В.В.Путин подписал
Федеральный закон № 44-ФЗ «О внесении
изменений в ст.ст. 9 и 12 Федерального закона «О валютном
регулировании и валютном контроле», в соответствии с
которым было предусмотрено дополнение перечня разрешенных валютных операций
между резидентами операциями по выплате физическим лицам – резидентам
заработной платы и иных выплат в иностранной валюте за пределами
территории РФ по заключенным ими с юридическими лицами –
резидентами трудовым договорам, предусматривающим исполнение такими физическими
лицами – резидентами своих трудовых обязанностей за пределами
территории РФ.
8. «Вишенка на торте» от ФНС России
Пока Минфин ратует
за либерализацию валютного законодательства и упрощение процедур валютного
контроля, ФНС шокирует резидентов своими выводами.
Так, в письме ФНС РФ от 16.07. 2017 № ЗН-3-17/5523@
сообщила о том, что если владелец счета в зарубежном банке не уведомил налоговые
органы о его открытии или не сдал отчет о движении денежных средств по этому
счету, то все операции по такому счету могут быть признаны
незаконными. Письмо наделало много шума и породило массу возмущения среди
экспертов и валютных резидентов, владеющих зарубежными счетами. Ведь их позиция
всегда была однозначной – нарушение в виде непредставления налоговому органу
уведомления или отчета по зарубежным счетам – самостоятельные нарушения,
которые никак не могут повлечь вывод об «автоматической» незаконности
проведенных по таким счетам операций.
По имеющимся в Интернете сведениям Агентство The Bell направило официальный запрос в ФНС
РФ с просьбой разъяснить позицию, заявленную в письме. В ответе на запрос ФНС
указала, что в письме даются разъяснения по конкретной ситуации, одновременно
уведомив всех, что в рамках дела об административном правонарушении по ч. 2.1,
6-6.5 ст. 15.25 КоАП РФ за непредставление уведомления или отчета дополнительно
будут исследоваться все операции по зарубежным счетам на предмет их
соответствия требованиям валютного законодательства. При установлении валютных операций, совершенных с нарушением
требований валютного законодательства, нарушитель может быть привлечен к
административной ответственности по части 1 и части 2.1 ст. 15.25
КоАП РФ.
Однако, на наш взгляд, из буквального содержания опубликованного
ответа ФНС не следуют такие радужные выводы, как то:
- отсутствие отчетности и уведомлений по иностранным счетам не приравнивается к незаконности операций по ним, следует из разъяснений ФНС;
- законность операций определяется лишь тем, входят ли они в перечень допустимых по валютному законодательству (оно разрешает ограниченное число операций по иностранным счетам, например, получение зарплаты, страховых выплат, кредитов или дохода от сдачи недвижимости).
Тем не менее, повторимся: сам факт непредставления отчета о движении
средств по счетам (вкладам) в банках не превращает в одночасье законные операции,
совершенные по счету, в незаконные.
Во-первых, это не следует из закона, ведь законность или
незаконность валютной операции может определяться только положениями Закона № 173-ФЗ.
Если закон определяет операцию как законную, она не может расцениваться иначе
только потому, что "по счету не представлен отчет". Закон не содержит
положений о том, что операции по зарубежному счету, по которому в налоговый
орган не были представлены уведомление/отчет, являются незаконными.
Расширительное толкование законодательства недопустимо.
Во-вторых, когда, с какого момента валютные операции вдруг
становятся незаконными? Если отчет не представлен, то все операции по счету,
совершенные в течение года, становятся незаконными, или это касается только
валютных операций, совершенных после даты представления отчета?
Для превращения законного в незаконное необходимо, чтобы именно
такие последствия для всей активности по счету были прямо закреплены в законе.
Ну, а одного только «по мнению ФНС РФ» явно маловато будет.
9. Контроль за сроками по-прежнему силен
Несмотря на идею полной
отмены требования о репатриации, законодателем недавно были приняты поправки в ст.ст.
19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном
контроле" (Федеральный закон
от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 19 и 23 Федерального
закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и КоАП РФ»).
Изменения возлагают на резидентов, осуществляющих внешнеторговую
деятельность, обязанность не только, как раньше, сообщать уполномоченным банкам
информацию о сроках получения выручки от нерезидентов и/или исполнения ими
обязательств в счет полученных авансовых платежей (или их возврата), но и в
обязательном порядке указывать эти сроки в самих договорах с нерезидентами.
При этом непонятно, обо всех ли обязанностях сторон идет речь, ведь их
перечень может не ограничиваться только исполнением основного обязательства и
его оплатой.
Наряду с этим отказ от привычной терминологии определения сроков
репатриации денежных средств как «ожидаемых» и «максимальных», без уточнения
возможности использовать расчетную дату исполнения (а не только точную), может
привести к необоснованному ужесточению требований контролирующих органов к
условиям договоров сторон.
Таким образом, наряду с заявлениями о либерализации валютного
контроля в части репатриации валютной выручки и «закрытия» аванса по импорту
требования об определении сроков совершения данных действий, наоборот,
усиливаются, становятся еще более строгими и приобретают новые формы, вводя участников
ВЭД в заблуждение относительно направления политики властей.
10. Банк на страже
В связи с принятием Федерального
закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 19 и 23
Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и КоАП РФ»
у банков прибавилось количество не только прав, но и обязанностей.
Если раньше в рамках Федерального закона «О валютном регулировании и
валютном контроле» банки контролировали только факт представления резидентом
необходимых документов, указанных в части 4 ст. 23 названного закона, и как
могли проверяли их на предмет достоверности, то теперь они обязаны проверять
каждую совершаемую клиентом операцию на предмет ее соответствия требованиям
валютного контроля, в частности, положениям, которые касаются:
- валютных операций между резидентами (ст. 9 закона);
- счетов резидентов в банках за пределами РФ (ст. 12 закона);
- прав и обязанностей резидентов при валютных операциях (ст. 14
закона).
Если операция нарушит требования
валютного контроля, банк не только откажет в ее проведении, но и будет обязан указать
нарушенную норму (правда не регламентировано, насколько подробно).
Об отказе в осуществлении валютной операции банк должен сообщить
резиденту в письменной форме. Учтем, что это может быть и после истечения
максимального срока на совершение операции, то есть просрочка платежа
иностранному контрагенту, например, может обозначиться совершенно неожиданно.
Остается только надеяться, что банк не будет блокировать поступление денежных
средств.