ФНС РФ рассмотрела
предложения по внесению поправок в НК РФ и выразила свою позицию в письме от 6 марта 2018 г. № ЕД-4-2/4335@ «О
направлении заключения на обращение».
В частности, речь идет о необходимости установления в НК РФ
критериев оценки доказательств. Налоговики считают такое дополнение излишним,
поскольку в целях оценки доказательств по делу о налоговом правонарушении в
силу п. 1 ст. 11 НК РФ могут применяться критерии, установленные
отраслевым законодательством.
Также ФНС России не поддерживает законопроект, предусматривающий
внесение изменения в ст. 101.2 НК
РФ в части вступления в силу нового решения, принятого в
соответствии с подп. 4 п. 3
ст. 140 НК РФ в случае отмены решения нижестоящего налогового
органа, не с даты принятия решения, а по истечении
одного месяца со дня его
вручения лицу, подавшему апелляционную жалобу.
Налоговики поясняют, что установленный п. 9 ст. 101 НК РФ месячный
срок на вступление в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к
ответственности за совершение налогового правонарушения необходим в целях
реализации права налогоплательщика на апелляционное обжалование решения, а не
на обжалование решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы. При
этом они считают, что в случае отмены решения налогового органа полностью и
принятия по делу нового решения в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 140 НК
РФ целесообразность для установления месячного срока для вступления
решения в силу отсутствует.
ФНС России не поддерживает и идею установления предельного срока
для отмены и изменения решений нижестоящих налоговых органов. Имеется в виду
право вышестоящих налоговых органов отменять и изменять решения нижестоящих
налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о
налогах и сборах (п. 3 ст. 31 НК РФ).
Ведомство придерживается позиции высших судов о том, что никто не
может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или
слишком длительный срок, а принудительные возможности государства ограничены,
по меньшей мере, сроком исковой давности.
В связи с этим вышестоящий налоговый орган вправе реализовать
полномочия, установленные п. 3 ст. 31 НК РФ, в пределах срока,
предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно в
пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового
периода.