14 марта Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ
был рассмотрен вопрос о правомерности назначения повторной выездной налоговой
проверки после представления налогоплательщиком «уточненок». Дело направлено на
новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции (Определение ВС РФ от
16.03.2018 № 305-КГ17-19973 по делу №
А40-230080/2016).
Фабула дела: 29.06.2015 налоговым органом было принято
решение о назначении выездной налоговой проверки общества за период с
01.01.2010 по 31.12.2010 на основании факта представления обществом в 2013 году
уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2010 г. Полагая свои права
нарушенными, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о
признании недействительным решения о проведении выездной налоговой проверки.
Арбитражные суды, отказывая налогоплательщику в удовлетворении
заявленных требований,
исходили из того, что проверка была проведена на
основании положений, закрепленных в абз. 4 п. 10 ст. 89 НК РФ,
предусматривающих право налогового органа в случае представления
налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, проводить повторную
выездную проверку налогового периода, за который представлена уточненная
налоговая декларация. Проверяемый в ходе повторной ВНП период может превышать
три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о
проведении соответствующей налоговой проверки.
Довод общества о нарушении инспекцией разумных сроков назначения
повторной выездной проверки (проверка назначена через 1 год 10 месяцев после
представления уточненной налоговой декларации), вследствие чего нарушен принцип
правовой определенности, отвергнут судами трех инстанций ввиду отсутствия в ст.
89 НК РФ конкретного срока назначения повторной выездной налоговой проверки
СКЭС отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое
рассмотрение в арбитражный суд I инстанции. Экономколлегия нашла правомерным
вывод судов об отсутствии ограничения по глубине проведения повторной ВНП.
Между тем это не означает, что в случае подачи налогоплательщиком уточненной
налоговой декларации повторная выездная проверка может быть инициирована
налоговым органом в любое время – без учета разумности срока, прошедшего с
момента подачи уточненной налоговой декларации.
При рассмотрении настоящего дела суды установили, что повторная
выездная налоговая проверка назначена спустя 1 год 10 месяцев после
представления в налоговый орган налоговой декларации, что само по себе является
значительным сроком. В отсутствие оценки разумности срока назначения повторной
выездной проверки, в данной ситуации вывод судов о том, что решение инспекции о
назначении проверки не нарушает права и законные интересы общества, не может
быть признан правомерным.