Сегодня, 16 марта, практически последний предвыборный день в
России, завтра – «день тишины», послезавтра – день голосования.
Думаю, что уже почти все определились со своим выбором, но
сегодня мне, хотелось в двух словах рассказать о «налоговых аспектах» в
программах наших кандидатов в Президенты.
Кто-то, может быть, скажет: «А зачем читать эти программы? Что в них интересного? Это же всё
слова…». Конечно, доля истины в этом утверждении содержится, однако надо
понимать, что «предвыборная программа» это своеобразная квинтэссенция
современной налоговой мысли. Ведь по идее, «налоговые аспекты» в таких
программах должны отражать самые передовые, самые актуальные представления
самых крутых политиков сегодняшнего
дня о том, какой должна быть современная налоговая политика, что именно
является в ней неким «налоговым идеалом».
Тем более, надо понимать – то, что сегодня озвучивается на дебатах и записывается
в «программных документа», завтра может стать проектами законов, реальными
управленческими решениями и, таким образом, нашими буднями.
Причем в моем материале никакой "агитации", только информационные блоки, как они есть.
Причем в моем материале никакой "агитации", только информационные блоки, как они есть.
Сразу скажу об общих положениях в программах, которые
совпадают почти у всех.
Во-первых, никто из кандидатов не считает проблему налогов
самой важной для будущего России и никто не предлагает каких-то радикальных
налоговых реформ (за исключением, наверное, Б.Ю. Титова, в программе которого
«налоговая реформа» вроде бы значится, но это скорее не реформа, а
комплексное совершенствование того, что
уже есть сегодня).
Могу предположить, что это обусловлено или тем, что все
кандидаты считают нашу сегодняшнюю налоговую систему более менее приемлемой
(ну, как был более менее нормальной, функционирующей). Или (боюсь даже такое предположить),
кандидаты в президенты просто плохо владеют материалом, поэтому, опираясь на
своих экспертов и консультантов, считают, что если уж и начинать «реформы в
России», то начинать следует уж точно не с налоговой системы, которая если и требует,
определенного «совершенствования», но уж точно не находится на первых позициях
повестки дня.
Во-вторых, необходимо отметить достаточно нечеткий контент
«налоговых положений» в кандидатских программах. В основном на 80 % «налоговые
составляющие» программ состоят из лозунгов, деклараций и благих намерений.
Почти все кандидаты говорят о «справедливой» и «стабильной» налоговой системе,
а также о налогах, которые будут «стимулировать развитие экономики».
Всё правильно, и здесь, конечно, удивляться трудно, т.к.
«предвыборная программа» жанр особый, который, наверное, и не должен
перегружать читателя деталями и подробностями. Однако общий настрой «за всё
хорошее, против всего плохого» в налогах – бросается в глаза, когда читаешь предложения
кандидатов, которые стоят порой на
диаметрально противоположных политических и экономических воззрениях на будущее
развитие нашей страны.
Так же можно отметить идею всех левых партий о введении
прогрессивного налогообложения «для богатых», что, в общем-то и не удивительно.
Так же многие программы (сможете убедиться сами) отнюдь не
перегружены логикой, т.к. обещание «всем снизить все налоги», тут же
перемежается с обещаниями «повысить бюджетные расходы», причем все это «в одном
флаконе» без ответа на вопрос о том, где же брать доходы для повышенных бюджетных
расходов, если налоги будут снижены.
Вообще мне не хотелось бы делать здесь и сейчас какой-то
подробный и детальный анализ «налоговых аспектов» президентских программ, сравнивать
их, сопоставлять их с речами кандидатов или представить Вам развернутую
критику. Ограничусь сугубо информационным подходом и представляю основные идеи
кандидатов в российские президенты просто «по порядку».
А кроме того, наличие гиперссылок на личности того или иного
кандидатов, а также на их программы, позволит тем, кто еще не определился со
своим выбором, еще раз взвесить «за» и «против», «заглянуть в себя», «включить
мозги» и «послушать сердце» и принять решение о том, напротив какой фамилии
послезавтра ставить галочку.
Программу можно посмотреть здесь.
Налоговые положения предвыборной программы С.Н. Бабурина
следующие:
·
изменение репрессивного
характера российской налоговой системы на прогрессивный. Налоги должны браться
только с того, что приносит существенную прибыль;
·
введение прогрессивного НДФЛ
с освобождением от уплаты налогов малоимущих и повышением ставок на доходы
сверхбогатых;
·
отмена транспортного
налога;
·
введение налогового
моратория для малого и среднего бизнеса, освобождение от налогов
сельхозпроизводителей;
·
реанимация среднего и малого бизнеса, а также
всех инновационных проектов через трёхлетние налоговые каникулы;
·
подъем сельского хозяйства через полную отмену
налогов и государственные дотации;
·
введение экологического налога на вредные
производства;
·
создание реальной системы местного самоуправления
по опыту исторических российских общин, с сохранением в бюджетах
муниципалитетов местных налогов.
Программу можно посмотреть здесь.
Налоговые положения предвыборной программы П.Н. Грудинина
следующие:
·
налоги – в интересах справедливости и развития;
·
подоходный налог на богачей вырастет, а для
малоимущих будет отменён;
·
налоговая система станет стимулировать
инвестиционную и инновационную деятельность предприятий;
·
ликвидация НДС, удушающий нашу промышленность [так
в тексте];
·
отмена транспортного налога и системы «Платон».
Программу можно посмотреть здесь
Налоговые положения предвыборной программы В.В. Жириновского
следующие:
·
в Сибири и на Дальнем Востоке нужно
ввести безналоговую экономику;
·
освободить от налогов малый и средний
бизнес в сфере науки и производства;
·
ввести налог на сверхдоходы, освободив от уплаты
подоходного налога всех, кто получает до 20 тысяч рублей;
·
снизить для предпринимателей размер обязательных
взносов.
Программу можно посмотреть здесь.
Налоговые положения предвыборной программы К.А. Собчак
следующие:
·
необходимо изменить распределение доходов между
федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления
в пользу бюджетов регионов, скорректировав соотношение федеральных
и региональных налогов (это необходимо для восстановления реального, а не фиктивного
федерализма);
·
отнести НДФЛ в федеральный бюджет,
а НДС и налог на прибыль — в бюджеты региональные;
·
реформа налогового и регуляторного
законодательства и практик должна стимулировать развитие частного
предпринимательства, малого и среднего бизнеса, технологическое и инновационное
развитие предприятий вплоть до налоговых каникул для вновь создаваемых
предприятий и компаний, осуществляющих инновационные проекты;
·
важнейшая задача — обеспечить
предсказуемость налоговой политики при общей линии на снижение налогов
юридических лиц;
·
необходимо активно использовать налоговые
инструменты для перестройки структуры экономики и повышения ее эффективности;
·
необходимо ликвидировать существующий разрыв
в налоговом и бухгалтерском учете;
·
снижение общей ставки страховых платежей работодателей
с сегодняшних 30% до 24% при отмене регрессивной шкалы социальных
отчислений — страховые выплаты становятся едиными для любых, самых высоких
зарплат, тем самым уменьшая нагрузку на средний и малый бизнес,
в себестоимости продукции и услуг которого велика доля невысоких
зарплат;
·
снизить и еще более диверсифицировать налог
на прибыль;
·
повысить НДПИ на газ и распространить
этот налог (с разной ставкой) на все сырьевые отрасли,
а не только на добычу нефти и газа, производства золота
и драгоценных камней. Он может быть распространен на добычу
угля, металлических руд, минеральных удобрений, вырубку леса и иные
отрасли. При правильном администрировании НДПИ прирост собираемости может
составить до 1 трлн руб. ежегодно, что компенсирует частичное снижение
налога на прибыль;
·
одна из главных задач в налоговой
сфере — кардинально либерализовать налоговое администрирование. Необходимо
обеспечить равноправие налогоплательщика и налоговых органов
на уровне реального правоприменения, реализовать на практике принцип
презумпции невиновности налогоплательщика, начислять штрафы только
по решению суда;
·
отменить практику безакцептного списания
доначисленных налогов, если налогоплательщик обжаловал доначисление
в суде, а также минимизировать штрафы за налоговые
правонарушения, не имеющие прямых последствий для государственного
бюджета;
·
отменить внесенные в УК РФ поправки
о праве Следственного комитета возбуждать уголовные дела по налоговым
правонарушениям без учета заключения ФНС;
·
государственная поддержка и стимулирование,
в том числе налоговое, добровольного медицинского страхования,
предоставление налоговых льгот организациям, осуществляющим добровольное
медицинское страхование своих работников, а также страхующим себя
гражданам;
Программу можно посмотреть здесь.
Налоговые предложения предвыборной программы М.А. Сурайкина, которая
называется «Десять сталинских ударов», состоят фактически из одного пункта: введение прогрессивной шкалы налогообложения, начиная
с тех, чей доход превышает 3 млн. руб. в год в нынешних ценах и налог на
предметы роскоши.
Программу можно посмотреть здесь.
Налоговые положения предвыборной программы Б.Ю. Титова закреплены
в Среднесрочной программе социально-экономического
развития РФ «Стратегия Роста»
·
проведение налоговой
реформы, стимулирующей качественный экономический рост;
·
на первом
этапе – снизить налоговую нагрузку на
новые и динамично
развивающиеся производства;
·
налоговые каникулы сроком на
пять лет для новых производственных предприятий и льготы
по уплате налога на прибыль, имущество, ускоренная амортизация, льготы по
страховым взносам для предприятий,
внедряющих новое оборудование и технологии, создающих ВПРМ.
·
на втором
этапе, начиная с 2020 г.
привести структуру налогов в соответствии с задачей стимулирования экономического
роста – снижение прямых налогов
на производство за счет увеличения косвенных налогов на потребление
и налогов на природную ренту;
·
средняя налоговая нагрузка не более 35 % от коммерческой
прибыли компаний;
·
повысить эффективность налогового
администрирования, упростить систему отчетности, перейти на МСФО;
·
создать систему налоговой мотивации
муниципалитетов и субъектов РФ по развитию бизнеса и привлечению инвестиций,
необходимо перераспределение источников налоговых
доходов между различными уровнями бюджета;
·
создать систему налоговой мотивация перехода в
российскую юрисдикцию – офшорный коэффициент по налогу на прибыль и налогу на
имущество;
·
установить новое бюджетное правило: в случае
роста налоговых доходов возвращать 50% прироста в экономику за счет снижения
ставок или предоставления дополнительных целевых льгот;
·
принять федеральный закон, закрепляющий общие
принципы установления, введения и взимания неналоговых платежей, а также общие
правила их администрирования;
·
установить мораторий на введение федеральных и
региональных неналоговых платежей до 2025 год;
·
не облагать налогами доход от реализации
корпоративных и суверенных облигаций;
·
разрешить малому и среднему бизнесу,
находящемуся на специальных налоговых режимах, уплачивать НДС;
·
увеличить в 4 раза уровень расходов на
образование и лечение, подлежащих налоговому вычету , включить в базу для
расчета налогового вычета весь объем страховых взносов и налогов, уплачиваемых
физическими лицами;
·
скорректировать параметры налогового маневра. Стимулировать
продажу сырьевых товаров и продуктов первого - второго переделов на внутреннем
рынке за счет полного или частичного невозврата НДС при экспорте ряда сырьевых
товаров.
Более подробно программу Б.Ю. Титова можно посмотреть в
приложении № 11 к программе «Стратегия роста» - «Налоговая
реформа».
Программу можно посмотреть здесь.
Налоговые положения предвыборной программы Г.А.
Явлинского следующие:
·
перераспределить налоговые доходы между
федеральным правительством, регионами и муниципалитетами в равной пропорции по
33%;
·
освободить от уплаты подоходного налога граждан
с низкими доходами, чья зарплата превышает прожиточный минимум по региону менее
чем на 15%;
·
легитимизации крупной частной собственности,
полученной в результате так называемых «залоговых аукционов», с помощью системы
компенсационных выплат и специального налога (windfall tax);
·
отмене НДС для машиностроения и
высокотехнологичных отраслей сроком на три года;
·
введению моратория на любое повышение налогов на
6 лет, кроме налога на добычу полезных ископаемых и акцизов на водку и табак.