3 мая Судебной
коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о правомерности
взыскания с руководителя обанкротившегося предприятия сумм доначисленных
должнику налогов, пеней и штрафа. Дело рассмотрено в пользу конкурсного
управляющего (Определение ВС РФ от 11.05.2018 № 301-ЭС17-20419 по делу №
А43-15211/2014).
Фабула дела: по результатам выездной налоговой проверки Общество
привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения
в виде штрафа в размере 361 191 руб., с налогоплательщика взысканы недоимка в
размере 5 022 764 руб. и пени в размере 1 473 886 руб. 12 коп. В
проверяемый период полномочия руководителя должника исполняла Фадеева А.К. Впоследствии
решением Арбитражного суда Общество признано несостоятельным (банкротом), в
отношении должника введена процедура
конкурсного производства, утвержден
конкурсный управляющий.
Суммы доначисленных должнику налогов и пеней, а также штрафа
предъявлены конкурсным управляющим к возмещению за счет бывшего руководителя
Фадеевой А.К. на основании ст. 53 ГК РФ.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя
требования арбитражного управляющего, исходили из того, что причиной
доначисления Обществу сумм налоговой задолженности послужили действия Фадеевой А.К.,
намеренно допустившей искажение документов должника в целях занижения налоговой
базы и уменьшения размера подлежащего уплате налога.
Арбитражный суд кассационной инстанции (АС ВВО) отменил решения
нижестоящих судов, указав, что начисление налоговой задолженности само по себе
не свидетельствует о причинении ущерба должнику, поскольку последний соответствующие
суммы фактически не уплатил и не сможет уплатить в ходе расчетов с кредиторами
в конкурсном производстве из-за недостаточности имущества.
СКЭС ВС РФ отменила постановление АС ВВО, оставив в силе судебные
акты I
и апелляционной инстанций. Экономколлегия указала, что до совершения
Фадеевой А.К. действий, связанных с искажением документации, общество не имело
долговых обязательств перед бюджетом по пеням и штрафу. Возврат общества в
состояние, существовавшее до нарушения права, предполагает восстановление
прежней структуры его баланса (пусть и отрицательной, но той, которая была бы
без неправомерного вмешательства Фадеевой А.К.), то есть снижение за счет
руководителя совокупного размера обязательств общества на сумму равную сумме
дополнительных долгов по санкциям, возникших из-за действий этого
руководителя,. Поэтому Фадеева А.К. должна выплатить обществу денежную
компенсацию. Размер данной компенсации определяется суммой привнесенных ею
долгов и не зависит от того, как соотносятся активы общества с иными его
обязательствами.