ФНС в своем информативном
письме указала на возможность привлечения налоговыми инспекциями к
административной ответственности организаций, не состоящих на учете. Опирается налоговая
служба при этом на Определение Верховного Суда РФ от
01.10.2018 по делу № 305-АД18-9558,
которым установлено, в частности, следующее.
Согласно материалам дела, во время налоговой проверки организации
Межрайонная инспекция выявила нарушение, за которое налогоплательщику был
назначен административный штраф в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Не согласившись с инспекцией, организация обратилась в суд. Она
сослалась, в числе прочего, на то, что административное правонарушение было
совершено по адресу, на который не распространяются полномочия Межрайонной
инспекции, проводившей проверку, вследствие
чего она не имела права
рассматривать это дело и штрафовать организацию.
Суд I
инстанции отказал организации в удовлетворении требований указав, что
Межрайонная инспекция действовала в пределах полномочий, предусмотренных
приказом Минфина РФ от 17.07.2014 № 61н и Положением о Межрайонной инспекции
ФНС РФ № 49 по г. Москве, утвержденным УФНС по г. Москве 17.12.2015. Последнее
вправе делегировать нижестоящей инспекции полномочия по проведению контрольных
мероприятий на всей территории города Москвы. Нарушений порядка привлечения
организации к административной ответственности суд первой инстанции не
установил.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда I инстанции, указав, что рассматриваемое
правонарушение было совершено на территории, подконтрольной иной налоговой
инспекции, следовательно, у Межрайонной инспекции не было полномочий
рассматривать это дело.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ
отменила постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение
суда первой инстанции. Она указала, что согласно вышеуказанному Положению
Межрайонная инспекция, находясь в непосредственном подчинении УФНС России по г.
Москве, может осуществлять на всей территории города контроль и надзор за
соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, а также за полнотой учета
выручки. В положении об инспекции не указано, что ее полномочия
распространяются только на какую-то отдельную территорию столицы. Таким
образом, Межрайонная инспекция была вправе проводить проверку организации,
рассматривать дело об административном правонарушении, а также составлять
соответствующий протокол.
Более подробно см. здесь.