Брызгалин Аркадий Викторович — генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», к.ю.н.
Федорова Ольга Сергеевна — заместитель генерального директора Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Правовая основа
Порядок применения ИНВ.
Предельная величина ИНВ
Конкретный пример (очень кратко)
Временные рамки применения ИНВ
Что должен установить субъект РФ
Некоторые важные положения
Пять преимуществ ИНВ
компетенции установит для ИНВ соответствующие «региональные» параметры.
В настоящее время ИНВ введен в Ханты-Мансийском АО[1], Республике Карелия[2], Ямало-Ненецком АО[3] и Удмурдской республике[4].
В Свердловской области в настоящее время (октябрь 2018) ведутся активные консультации на уровне профильных министерств, ведущих деловых сообществ, а также Уполномоченного по защите прав предпринимателей Свердловской области о введении ИНВ с 2019 года.
Необходимо отметить, что ИНВ применяется только к тем объектам ОС, которые относятся к третьей - седьмой амортизационным группам (от 3 до 20 лет полезного использования).
В отношении «региональной составляющей» налога ИНВ может составить до 90% от суммы вышеуказанных инвестиций, но конкретная величина данного показателя определяется субъектом РФ. 10% капитальных вложений периода могут уменьшить «федеральную составляющую» налога на прибыль.
Так, НК РФ не предполагает уменьшение регионального налога до нуля: налог по ставке 5% есть обязательный минимум, который необходимо уплатить в бюджет субъекта РФ. Однако и этот показатель может быть изменен субъектом Федерации.
Предельная величина вычета для «федеральной составляющей» не установлена, поэтому федеральную часть налога можно уменьшить до нуля (п. 3 ст. 286.1 НК РФ).
Налог на прибыль по ставке 20 % составляет 200 млн. рублей, из них в федеральный бюджет (3%) – 30 млн. рублей, в региональный бюджет (17 %) – 170 млн. рублей.
В периоде применения ИНВ вышеуказанная сумма налога на прибыль (200 млн. рублей) может быть уменьшена:
- в федеральный бюджет - на все 30 млн. рублей;
- в региональный бюджет - учитывая обязательность уплаты налога по ставке 5 % (50 млн. рублей) - на 120 млн. рублей.
Итого: из 200 млн. рублей, причитающихся уплате в бюджетную систему (федеральный и региональный бюджеты), фактически будет уплачено только 50 млн. рублей, а 150 млн. рублей будет охвачено ИНВ, т.е. сумма налоговой экономии для инвестора составит 150 млн. рублей.
Пример 1 (по минимуму). Если в налоговом периоде у налогоплательщика капитальные вложения будут составлять 90 млн. рублей, то все 90 млн. рублей «войдут» в ИНВ и это будет для него сумма «налоговой экономии» (фактически инвестиции были произведены «за счет бюджета»). Плюс 30 млн. - «экономия» за счет федерального бюджета.
Пример 2 (по максимуму). Если в налоговом периоде у налогоплательщика капитальные вложения будут составлять 500 млн. рублей, то по итогам первого налогового периода он получит экономию 120 млн. рублей (плюс 30 млн. «экономия» за счет федерального бюджета), а оставшуюся часть 330 млн. рублей по региональной части можно будет перенести на следующий год.
Таким образом, ИНВ выгоден тем, у кого на предстоящие три года 90% (или иной процент по закону субъекта РФ) планируемых капитальных вложений больше планируемого налога на прибыль в бюджет субъекта РФ.
1) Так, необходимо учитывать, что ИНВ – это право, а не обязанность налогоплательщика. Если он решил воспользоваться этим правом, то принятое решение необходимо закрепить в приказе об учетной политике для целей налогообложения.
2) «Выбор» применения ИНВ лишает организацию права на применение амортизационной премии (п.9 ст.258 НК РФ), а также права на применении амортизации в отношении тех ОС, в отношении которых применен ИНВ (п.7 ст.286.1 НК РФ). Правило здесь очень лаконичное и незатейливое: или ИНВ – или амортизация[5].
3) Если в учетной политике закреплено решение о применении вычета, данное решение будет действовать в отношении всех объектов ОС соответствующих амортизационных групп. Выбирать отдельные амортизируемые объекты, по которым применяется вычет, нельзя.
4) ИНВ может применяться как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений (п.1 ст. 286.1 НК РФ) – разумеется, если в таких местах нахождения приняты соответствующие законы субъектов РФ.
5) Объект ОС, в отношении которого был применен ИНВ, нельзя продать без налоговых последствий до истечения его срока полезного использования. В случае продажи такого ОС налогоплательщик обязан восстановить сумму «сэкономленного» налога на прибыль и уплатить ее в бюджет. Но и это еще не все. Кроме самого налога должны быть уплачены пени. Для этого жесткого правила есть только одно исключение - выбытие объекта ОС в результате ликвидации (п. 12 ст. 286.1 НК РФ)[6].
6) ИНВ не могут применять консолидированная группа налогоплательщиков (п. 10 ст. 286.1 НК РФ), а также ( (п. 11 ст. 286.1 НК РФ):
2) Логика применения ИНВ стимулирует налогоплательщиков для декларирования прибыли и вывода бизнеса из теневой сферы. Применение вычета эффективно в случае, если деятельность организации безубыточна, а размер годовой прибыли превышает объем инвестиционных вложений в развитие бизнеса. В перспективе это позволит сформировать стабильную надежную налоговую базу для бюджетной системы региона.
3) Субъект инвестиционной деятельности, воспользовавшийся ИНВ, получает дополнительные оборотные средства, которые могут быть направлены в том числе на инвестиционные цели или пополнение оборотных средств, что не потребует привлечение заемного финансирования и в результате выгодно скажется на ценовых преимуществах регионального продукта.
4) Свердловская область всегда выгодно отличалась от иных регионов РФ по наличию институтов развития и сформированной системой преференций для субъектов инвестиционной деятельности. Введение ИНВ для широкого круга налогоплательщиков (как по размеру бизнеса, так и видам деятельности) с размером вычета не менее 80% расходов текущего периода на приобретение и модернизацию ОС организаций позволит обеспечить реальное стимулирование процессов обновления экономики и реализацию программы «Пятилетка развития Свердловской области» на 2017 – 2021 годы.
5) Проведенный отраслевыми союзами Свердловской области опрос субъектов инвестиционной деятельности демонстрирует, что организации намерены выборочно использовать ИНВ, тем не менее, экономический эффект для региона будет значительный по числу созданных рабочих мест в результате реализации инвестиционных программ, усиления внутриобластной кооперации, в том числе между крупным и малым бизнесом.
[1] Закон Ханты-Манскийского АО – Югры от 20.12.2017 № 92-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского АО – Югры в сфере налогообложения»
[2] Закон Республики Карелия от 04.04.2018 № 2225-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия»
[3] Закон Ямало-Ненецкого АО от 17.05.2018 № 38-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого АО в целях установления на территории Ямало-Ненецкого АО права на применение ИНВ»
[4] Закон Удмурдской Республики от 13.07.2018 № 42-РЗ «О внесении изменений в некоторые законы Удмуртской Республики»
[5] Именно поэтому при принятии решения по ИНВ налогоплательщик должен хорошо просчитать сумму налоговой экономии на долгосрочный период, т.е. в динамике, чтобы увидеть картину «расчета налогов» на протяжении всего срока использования ОС.
[6] Внимание! По мнению Минфина РФ перемещение ОС в рамках организации в субъект РФ, в котором ИНВ не введен, означает «выбытие» объекта с необходимостью восстановления налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 27.06.2018 № 03-03-20/44237). Однако столь категоричная позиция финансового ведомства находит критический отзыв у многих экспертов по налогообложению.
[7] Данный раздел подготовлен на основании материалов рабочей группы при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Свердловской области по вопросу реализации региональных налоговых полномочий в отношении субъектов предпринимательской деятельности в Свердловской области.
Федорова Ольга Сергеевна — заместитель генерального директора Группы компаний «Налоги и финансовое право»
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ
СутьПравовая основа
Порядок применения ИНВ.
Предельная величина ИНВ
Конкретный пример (очень кратко)
Временные рамки применения ИНВ
Что должен установить субъект РФ
Некоторые важные положения
Пять преимуществ ИНВ
Суть
Инвестиционный налоговый вычет (далее по тексту – ИНВ) недавно введенный в российское налогового законодательство институт стимулирования инвестиционный активности российских налогоплательщиков.
В какой-то степени ИНВ – это такая уникальная льгота, посредством которой сумма инвестиций уменьшает не налоговую базу по налогу на прибыль (к чему, мы, собственно, привычны), а сам налог на прибыль, причитающийся уплате в бюджетную систему.
Правовая основа
ИНВ был введен в НК РФ по инициативе Председателя Правительства Д.А. Медведева, который рассматривал эту меру инвестиционной поддержки бизнеса в качестве важнейшего фактора оживления российской экономики.
Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ Налоговый кодекс РФ (далее по тексту – НК РФ) был дополнен новой ст. 286.1 – «Инвестиционный налоговый вычет», которая вступила в силу с 1 января 2018 года, но на территории конкретного субъекта РФ она будет действовать только тогда, когда регион своим законом введет её в действие, а также в рамках своей компетенции установит для ИНВ соответствующие «региональные» параметры.
В настоящее время ИНВ введен в Ханты-Мансийском АО[1], Республике Карелия[2], Ямало-Ненецком АО[3] и Удмурдской республике[4].
В Свердловской области в настоящее время (октябрь 2018) ведутся активные консультации на уровне профильных министерств, ведущих деловых сообществ, а также Уполномоченного по защите прав предпринимателей Свердловской области о введении ИНВ с 2019 года.
Порядок применения ИНВ
ИНВ распространяется на расходы организации на приобретение основных средств (далее по тексту – ОС), а также на их сооружение, изготовление, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение (за исключением расходов на ликвидацию). Фактически речь идет о «капитальных вложениях» компании.
Необходимо отметить, что ИНВ применяется только к тем объектам ОС, которые относятся к третьей - седьмой амортизационным группам (от 3 до 20 лет полезного использования).
В отношении «региональной составляющей» налога ИНВ может составить до 90% от суммы вышеуказанных инвестиций, но конкретная величина данного показателя определяется субъектом РФ. 10% капитальных вложений периода могут уменьшить «федеральную составляющую» налога на прибыль.
Предельная величина ИНВ
В ст. 286.1 НК РФ установлена так называемая «предельная величина» ИНВ, на которую может быть уменьшен налог на прибыль, зачисляемый в региональный и федеральный бюджеты.
Так, НК РФ не предполагает уменьшение регионального налога до нуля: налог по ставке 5% есть обязательный минимум, который необходимо уплатить в бюджет субъекта РФ. Однако и этот показатель может быть изменен субъектом Федерации.
Предельная величина вычета для «федеральной составляющей» не установлена, поэтому федеральную часть налога можно уменьшить до нуля (п. 3 ст. 286.1 НК РФ).
Конкретный пример (очень кратко)
Предположим, что прибыль налогоплательщика – 1 млрд. рублей, и закон субъекта РФ допускает уменьшение налога на прибыль на сумму 90% инвестиций, предусматривая предельную величину ИНВ в размере налога по ставке 12% (налог в бюджет субъекта уплачивается по ставке 5%).Налог на прибыль по ставке 20 % составляет 200 млн. рублей, из них в федеральный бюджет (3%) – 30 млн. рублей, в региональный бюджет (17 %) – 170 млн. рублей.
В периоде применения ИНВ вышеуказанная сумма налога на прибыль (200 млн. рублей) может быть уменьшена:
- в федеральный бюджет - на все 30 млн. рублей;
- в региональный бюджет - учитывая обязательность уплаты налога по ставке 5 % (50 млн. рублей) - на 120 млн. рублей.
Итого: из 200 млн. рублей, причитающихся уплате в бюджетную систему (федеральный и региональный бюджеты), фактически будет уплачено только 50 млн. рублей, а 150 млн. рублей будет охвачено ИНВ, т.е. сумма налоговой экономии для инвестора составит 150 млн. рублей.
Пример 1 (по минимуму). Если в налоговом периоде у налогоплательщика капитальные вложения будут составлять 90 млн. рублей, то все 90 млн. рублей «войдут» в ИНВ и это будет для него сумма «налоговой экономии» (фактически инвестиции были произведены «за счет бюджета»). Плюс 30 млн. - «экономия» за счет федерального бюджета.
Пример 2 (по максимуму). Если в налоговом периоде у налогоплательщика капитальные вложения будут составлять 500 млн. рублей, то по итогам первого налогового периода он получит экономию 120 млн. рублей (плюс 30 млн. «экономия» за счет федерального бюджета), а оставшуюся часть 330 млн. рублей по региональной части можно будет перенести на следующий год.
Таким образом, ИНВ выгоден тем, у кого на предстоящие три года 90% (или иной процент по закону субъекта РФ) планируемых капитальных вложений больше планируемого налога на прибыль в бюджет субъекта РФ.
Временные рамки применения ИНВ
Как мы уже показали выше, ИНВ применяется по налогу на прибыль, который исчисляется в периоде ввода в эксплуатацию или изменения первоначальной стоимости ОС. Если сумма вычета «не покрывает» в полном объеме величину налога, то его можно перенести на последующие периоды. Временные рамки ограничены здесь только самим сроком действия ИНВ, заканчивающимся в 2027 году (п. 7 ст. 9 Федерального закона от 27.11.17 № 335-ФЗ), а также учетной политикой налогоплательщика (кстати, отказаться от принятого решения по ИНВ невозможно в течение трех лет или иного периода, установленного законом субъекта РФ).
Что должен установить субъект РФ
Как мы уже указали выше, НК РФ устанавливает только общие критерии ИНВ; чтобы ИНВ реально заработал в том или ином субъекте РФ, региональные власти должны принять закон по этому поводу, в котором должны отразить не просто свое решение о введении ИНВ, но и еще массу положений, в частности:
- предельный размер ИНВ (налог на прибыль в бюджет СФ должен составить 5% или другую величину на усмотрение региона),
- размер расходов на капитальные вложения, включаемых в ИНВ;
- категории налогоплательщиков, имеющих право на ИНВ;
- категории ОС, на которые распространяется ИНВ;
- срок, по истечении которого можно отказаться от ИНВ («по умолчанию» - 3 года);
- право переноса не использованного ИНВ на другие отчетные и налоговые периоды («по умолчанию» - перенос допускается);
Некоторые важные положения
Как гласит народная мудрость, «дьявол в деталях». Так же и в отношении ИНВ: говоря о его безусловных преимуществах, необходимо указать и некоторые его ограничения и запреты.
1) Так, необходимо учитывать, что ИНВ – это право, а не обязанность налогоплательщика. Если он решил воспользоваться этим правом, то принятое решение необходимо закрепить в приказе об учетной политике для целей налогообложения.
2) «Выбор» применения ИНВ лишает организацию права на применение амортизационной премии (п.9 ст.258 НК РФ), а также права на применении амортизации в отношении тех ОС, в отношении которых применен ИНВ (п.7 ст.286.1 НК РФ). Правило здесь очень лаконичное и незатейливое: или ИНВ – или амортизация[5].
3) Если в учетной политике закреплено решение о применении вычета, данное решение будет действовать в отношении всех объектов ОС соответствующих амортизационных групп. Выбирать отдельные амортизируемые объекты, по которым применяется вычет, нельзя.
4) ИНВ может применяться как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений (п.1 ст. 286.1 НК РФ) – разумеется, если в таких местах нахождения приняты соответствующие законы субъектов РФ.
5) Объект ОС, в отношении которого был применен ИНВ, нельзя продать без налоговых последствий до истечения его срока полезного использования. В случае продажи такого ОС налогоплательщик обязан восстановить сумму «сэкономленного» налога на прибыль и уплатить ее в бюджет. Но и это еще не все. Кроме самого налога должны быть уплачены пени. Для этого жесткого правила есть только одно исключение - выбытие объекта ОС в результате ликвидации (п. 12 ст. 286.1 НК РФ)[6].
6) ИНВ не могут применять консолидированная группа налогоплательщиков (п. 10 ст. 286.1 НК РФ), а также ( (п. 11 ст. 286.1 НК РФ):
- организации - участники региональных инвестиционных проектов;
- организации - резиденты ОЭЗ;
- организации - участники ОЭЗ в Магаданской области;
- организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении;
- организации - участники свободной экономической зоны;
- организации - резиденты ТОСЭР либо резиденты свободного порта Владивосток;
- организации - участники проекта "Сколково";
- иностранные организации – резиденты РФ;
- региональный закон может расширить список налогоплательщиков, которые не могут пользоваться ИНВ
Пять преимуществ ИНВ[7]
1) ИНВ не предполагает абсолютного лишения региональных бюджетов средств от налога на прибыль. Ведь в результате применения ИНВ налогоплательщикам становится доступен механизм ускоренного возращения стоимости вновь введенных ОС. В случае неприменения субъектом инвестиционной деятельности ИНВ стоимость ОС все равно будет самортизирована и прекратит уменьшать налоговую базу. Если же налогоплательщик будет применять ИНВ, то соответствующие ОС в будущем не будут уменьшать налогооблагаемую прибыль, что позволит «восстановить» бюджетный баланс. Фактически налогоплательщик получает хороший временной выигрыш по «налоговой экономии», но если смотреть в динамике, т.е. в перспективе, как такового ущерба казне не возникает.2) Логика применения ИНВ стимулирует налогоплательщиков для декларирования прибыли и вывода бизнеса из теневой сферы. Применение вычета эффективно в случае, если деятельность организации безубыточна, а размер годовой прибыли превышает объем инвестиционных вложений в развитие бизнеса. В перспективе это позволит сформировать стабильную надежную налоговую базу для бюджетной системы региона.
3) Субъект инвестиционной деятельности, воспользовавшийся ИНВ, получает дополнительные оборотные средства, которые могут быть направлены в том числе на инвестиционные цели или пополнение оборотных средств, что не потребует привлечение заемного финансирования и в результате выгодно скажется на ценовых преимуществах регионального продукта.
4) Свердловская область всегда выгодно отличалась от иных регионов РФ по наличию институтов развития и сформированной системой преференций для субъектов инвестиционной деятельности. Введение ИНВ для широкого круга налогоплательщиков (как по размеру бизнеса, так и видам деятельности) с размером вычета не менее 80% расходов текущего периода на приобретение и модернизацию ОС организаций позволит обеспечить реальное стимулирование процессов обновления экономики и реализацию программы «Пятилетка развития Свердловской области» на 2017 – 2021 годы.
5) Проведенный отраслевыми союзами Свердловской области опрос субъектов инвестиционной деятельности демонстрирует, что организации намерены выборочно использовать ИНВ, тем не менее, экономический эффект для региона будет значительный по числу созданных рабочих мест в результате реализации инвестиционных программ, усиления внутриобластной кооперации, в том числе между крупным и малым бизнесом.
[1] Закон Ханты-Манскийского АО – Югры от 20.12.2017 № 92-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского АО – Югры в сфере налогообложения»
[2] Закон Республики Карелия от 04.04.2018 № 2225-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия»
[3] Закон Ямало-Ненецкого АО от 17.05.2018 № 38-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого АО в целях установления на территории Ямало-Ненецкого АО права на применение ИНВ»
[4] Закон Удмурдской Республики от 13.07.2018 № 42-РЗ «О внесении изменений в некоторые законы Удмуртской Республики»
[5] Именно поэтому при принятии решения по ИНВ налогоплательщик должен хорошо просчитать сумму налоговой экономии на долгосрочный период, т.е. в динамике, чтобы увидеть картину «расчета налогов» на протяжении всего срока использования ОС.
[6] Внимание! По мнению Минфина РФ перемещение ОС в рамках организации в субъект РФ, в котором ИНВ не введен, означает «выбытие» объекта с необходимостью восстановления налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 27.06.2018 № 03-03-20/44237). Однако столь категоричная позиция финансового ведомства находит критический отзыв у многих экспертов по налогообложению.
[7] Данный раздел подготовлен на основании материалов рабочей группы при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Свердловской области по вопросу реализации региональных налоговых полномочий в отношении субъектов предпринимательской деятельности в Свердловской области.